Руководители 250 городов из 46 российских регионов — от Балтийского побережья до Сахалина, а также представители общественных организаций и бизнеса собрались в Екатеринбурге на "Форуме городов", чтобы ответить на вопросы: каким должен быть город будущего, из чего формируется качество жизни, каков он, индекс счастья горожан.
— В реализации нацпроектов в городах необходимо придерживаться четырех принципов: открытость для граждан и бизнеса, развитие инфраструктуры и комфортной среды, сохранение культурного наследия и удержание высокого уровня общественной безопасности, — считает полпред президента в УрФО Артем Жога.
Эксперты согласны: задача муниципалитетов — быть максимально близкими к потребностям горожан, оперативно реагировать на их запросы и просчитывать перспективы развития. При этом важно не отставать от федеральных трендов, но и не терять самобытность. О том, как реализуется эта концепция в Екатеринбурге, рассказал глава города Алексей Орлов:
— В прошлом году мы сдали 1 миллион 850 тысяч квадратных метров жилья — абсолютный рекорд в истории Екатеринбурга. За 8 лет практически полностью обновили парк муниципальных автобусов, начали активно пополнять парк троллейбусов. В планах — модернизация трамваев. Обновление подвижного состава городу крайне необходимо с учетом расширения сети путей.
Екатеринбург — мощный индустриальный центр, поэтому горожане одними из первых в стране могут оценить преимущества цифровых технологий. Не случайно мэр Тюмени Максим Афанасьев взял на заметку уральский опыт организации работы общественного транспорта, в частности, оплату проезда в метро улыбкой.
По словам Алексея Орлова, у екатеринбуржцев есть заветная мечта — строительство второй ветки подземки. Проект очень затратный, без поддержки региональных и федеральных властей его не осуществить. Но идея живет и развивается вслед за освоением новых городских территорий. Так, в связи с активным строительством в Академическом районе, расположенном на юго-западе Екатеринбурга, рассматривается вопрос о перенаправлении второй ветки именно в эту часть города.
— Екатеринбург постоянно в динамике, чем и интересен. Возвели студенческий кампус — центр притяжения молодежи из многих регионов. В новых микрорайонах открываются уникальные школы, такие как Губернаторский лицей. Современные жилые массивы на бывших окраинах требуют совершенствования транспортной системы, в том числе появления новых форматов — наземного метро, сети городских электричек, — отметил в беседе с "РГ" директор ассоциации "Города Урала" Константин Устиловский.
Огромное значение в преображении областного центра играет активность жителей, в том числе практика инициативного бюджетирования "Екатеринбург. Предлагай!" и другие начинания. С 2022 года опрос о целесообразности того или иного проекта проводится в цифровой информационной системе на портале госуслуг. Благодаря горожанам за последние восемь лет удалось претворить в жизнь 377 проектов благоустройства. По словам заместителя главы города Андрея Корюкова, в обновление парков, зон отдыха, дворов, спортплощадок вложено 222 миллиона рублей.
Волонтерское движение объединило тысячи екатеринбуржцев. Так, центр "Мы рядом" отправил в Донбасс более 300 тонн гуманитарных грузов. Работа с участниками СВО и их семьями — один из приоритетов последних лет. Меры поддержки самые разные: бесплатные детские сады (предоставлены 2773 ребятишкам из семей бойцов), оздоровление (за лето на Черноморском побережье побывало 1600 детей), скидки на посещение городских учреждений — до 100 процентов.
— В Екатеринбурге тестируется уникальная система: деньги участникам СВО и их семьям переводят не по полным реквизитам, а по номеру телефона. Эта практика доказала эффективность, — поделился Алексей Орлов.
Как заметил полпред президента, муниципалитеты — неотъемлемое звено поддержки бойцов, а екатеринбургский форум дал возможность почувствовать единение городов.