Театралам в Донецке сейчас не просто. Билетов не достать ни на муздраму, ни на оперу. А дончане после обстрелов истосковались по искусству. В городе витает ощущение театрального Ренессанса. Недавно даже открылся первый профессиональный частный театр Донецка. Это новое явление для города и площадка, которую уже начали активно использовать местные коллективы, не боящиеся экспериментировать, так и называется "Донецкий новый театр". Билеты на ближайшие спектакли здесь тоже распроданы.

Весенний перформанс
Небольшой зал в подвальном помещении быстро наполняется зрителями. Занимаю место за штативом с осветительными приборами. Весну на новой площадке начинает перформанс "Женщины с Венеры, мужчины с Марса?" в исполнении единственной в Донецке плейбек-труппы "Беседка".
Плейбек-театр (в дословном переводе "Театр воспроизведения") основан на историях, которые рассказывают зрители, а актеры тут же их отыгрывают. Импровизации, спонтанность, собственная интерпретация реальных эпизодов из жизни реальных людей делают каждое представление уникальным и неповторимым, а зрители становятся его драматургами, режиссерами и участниками. Действо рождается на глазах публики здесь и сейчас. Тема для перформанса была выбрана не случайно. Перед 8 Марта артисты задалась вопросом: действительно ли настолько непохожи мужчины и женщины, что можно воспринимать их как обитателей разных планет? К обсуждению привлекли зрителей.
Камерная обстановка и психологически тонкое мастерство актеров, бережно прорабатывающих каждую историю, создает атмосферу доверия. Зрители рассказывают о смешном и грустном, порой об очень откровенном. Актеры играют…
Говорит Наталья, которая хотела попасть на выступление "Беседки" в 2022 году, но из-за обстрелов и введенных в городе ограничений на массовые мероприятия не смогла этого сделать. Актеры обыгрывают ее долгий путь в зрительный зал. Елена рассказывает об отношениях в восемь лет жизни. Они казались комфортными, но затягивали как болото и приводили к потере собственного "я". "Решение расстаться было обоюдным. Я чувствую высвободившуюся энергию, но при этом сильно переживаю случившееся". Актеры изображают на сцене происходящую трансформацию Елены. Екатерина признается, что дружба с мужчинами дается ей гораздо легче, чем с женщинами. И это признание находит воплощение на сцене.
Подключаются мужчины. Илья делится своими соображениями о том, что дружить с прекрасным полом лучше на расстоянии, когда есть возможность при необходимости отключить телефон. А в заднем ряду, скрытом в темноте, поднимается вопрос доверия. Звучит история любви, закончившаяся тем, что перед самой свадьбой невеста вдруг выходит замуж за другого. И снова инициативу перехватывают женщины. Затаив дыхание, зал слушает слова благодарности и стихи в адрес любимого мужчины. В заключение одна из зрительниц делится детским опытом. В первом классе она хотела подружиться с понравившемся ей мальчиком и угостить его яблоком, но яблоко оказалось червивым. Героиня интерпретирует случившееся как архитипичную историю Евы из архитипичного 1-го класса. И все это тоже воплощается на сцене.
Зрители рассказывают, актеры играют… Пантомима, пластика, минимум слов, максимум экспрессии. Иногда услышанное обыгрывают символически, иногда — напрямую в лоб, а порой преувеличивая, гротескно усиливая подачу. Действо проходит под медитативную музыку. Гитара, барабан… Четкого ответа о том, насколько разнятся планеты мужчин и женщин, не прозвучало. Да и не могло, наверное. Плейбек-театр все-таки о другом. В камерном пространстве, где нет границ между сценой и залом, происходит нечто сродни психотерапии и исповеди. И в итоге зал благодарно аплодирует.
Служение рассказчику
После выступления разговариваю с руководителем театра "Беседка" Татьяной Носач.
Татьяна Носач: Если создать соответствующую атмосферу, люди обязательно захотят поделиться своими историями, — утверждает она. — А поскольку часто звучит очень личное и сокровенное, мы стараемся бережно работать с историями зрителей. Более того, свою работу мы воспринимаем как некое служение рассказчику. И после перформанса чувствуем невероятную эмоциональную усталость.
Какие из зрительских историй, которые вам приходилось играть, свойственны именно Донецку?
Татьяна Носач: Здесь много историй об отношении к любимому городу. Есть истории о предательстве. Наверное, это связано с тем, что у значительной части дончан остались близкие люди на той стороне, и они относятся к нам как к врагам. Есть истории о проблемах с водой и о том, как открылась ее ценность. А есть истории, связанные со страхами. Например, зрители рассказывали, что им страшно осенью пошуршать листьями, потому что кто-то из близких или знакомых подорвался на "лепестке". Такие истории невозможны, например, в Москве. Мы играли для москвичей. Там зрители больше говорили о работе, карьере. Еще я заметила, что дончане легче открываются. Наверное, у нас есть потребность рассказать о пережитом, выплеснуть это. А возможно, после того, что люди пережили вместе, выше уровень доверия друг другу.
Что из рассказанного зрителями, запомнилось и зацепило больше всего?
Татьяна Носач: Когда мы выступали в поселке Старый Крым, дети рассказали о погибших животных. Это было неожиданно и страшно не только для нас, но и для взрослых, которые пришли на перформанс. Оказалось, взрослые даже не подозревали об этих переживаниях, о том, что дети не смогли, не успели выговориться и оплакать животных, когда шли боевые действия. Потом, когда мы уезжали, к нам подошел мужчина и рассказал свою историю, которую он не хотел озвучивать при детях. У него за один раз погибли пять близких родственников. Снаряд попал в подвал, где они прятались. Что мы сделали с этой историей? Выслушали и увезли с собой. Возможно, когда-нибудь ее отыграем.
А у вас самих есть истории, которые еще предстоит отыграть?
Татьяна Носач: Да. У театра есть потери. Один актер уехал навсегда. Другой погиб в СВО. Это очень больно. Думаю, мы отыграем тему потери родных, доверия, дома, чувства безопасности. Но для этого еще не пришло время. К тому же потери все еще продолжаются. У нашей актрисы погибли два близких человека. Когда придет момент, и мы почувствуем, что он пришел, тогда сделаем то, что нужно.
То, чем вы занимаетесь — это же своего рода психотерапия?
Татьяна Носач: Да, подобные перформансы несут психотерапевтический эффект, причем, не только для конкретных рассказчиков историй, но и для всего зала. Ведь то, что звучит и проигрывается на сцене, часто созвучно переживаниям многих зрителей. В других странах плейбек-театры приезжают к пострадавшим от стихийных бедствий и различных катастроф. И перформансы помогают людям выговориться, почувствовать, что они не одни.
Правильные смыслы
Проект "Донецкого нового театра", на площадке которого выступила "Беседка", практически в одиночку реализовал дончанин Андрей Гранин, 11 лет проработавший театральным менеджером.
— Идея появилась еще в 2022 году, когда я побывал на вахтанговском фестивале театральных менеджеров в Москве. Я увидел, насколько развиты частные театры в России, и решил, что такой театр нужен в Донецке. Помещение я нашел случайно, когда забирал ребенка из детского садика. Увидел на бульваре Пушкина объявление об аренде и понял: вот оно, то самое место! — вспоминает Андрей.
Раньше здесь располагался музыкальный магазин, потом кальянная, пункт обмена валют, пиццерия. Подвальное помещение оказалось удобным и, что немаловажно по донецким меркам, безопасным на случай обстрела. Андрей созвонился с арендодателем, заключил договор и сам сделал ремонт.
— Первой вещью, с которой я сюда зашел, был шуроповерт, — улыбается Андрей. — Пришлось разбирать перегородки, выносить мусор, красить. За 60 дней управился.
На месте кухни в бывшей пиццерии теперь появился зрительный зал и сцена. А поскольку площадка получилась небольшой, расстояние между ними сократилось до минимума. Но именно в этом и заключается, по мнению Андрея, уникальность нового театра:
— Контакт между зрителем и актером в такой атмосфере очень тонкий, а обмен энергией происходит колоссальный. Именно такое пространство подходит для иммерсивных спектаклей, в которых актеры вовлекают зрителей в действо. А еще мне бы хотелось, чтобы после представления и актеры, и зрители "Нового театра" могли бы обсудить спектакль с психологом. Такой формат позволит донести до человека правильные смыслы. Я задумался: как посчитать культуру? Обычно это делают по головам, по проданным билетам, но это количественный показатель, а как определить качественный? Наверное, с помощью таких обсуждений.
При этом "Донецкий новый театр", нацеленный на современное искусство, имеет роскошь экспериментировать. Недавно, например, здесь был поставлен гастрономический спектакль, во время которого актер, рассказывающий о своей жизни, совмещал игру с приготовлением на сцене салата. В манифесте театра черным по белому написано: "Все должно быть ради творчества". А я пристаю к Андрею с земными вопросами.
Ваш театр находится рядом с Донбасс-оперой и муздрамой. Удастся ли выдержать конкуренцию?
Андрей Гранин: Я уверен, каждая площадка найдет свою аудиторию. Я всего лишь хочу разнообразить театральные формы, которые привлекают зрителя.
А чем сейчас можно привлечь донецкого зрителя? Что заставит его спуститься в подвальчик "Нового театра"?
Андрей Гранин: Зритель посещает спектакли, чтобы отвлечься от происходящего. Даже в самые тяжелые времена театр — это отдушина. Кстати, не случайно в репертуаре донецких театров стало больше комедий. Драм и трагедий хватает в жизни. Если у нас зритель отвлечется, но при этом вынесет правильные смыслы, значит мы все сделаем правильно.
И окупитесь? Андрей, не рановато ли сейчас запускать театральный проект в городе, который еще находится в зоне боевых действий?
Андрей Гранин: Да, я верю в окупаемость, пусть не сразу. Хотя билеты у нас стоят больше, чем в государственных театрах, потому что приходится оплачивать аренду и работу актеров, но в театр ж человек ходит не каждый день. А что касается того, рано или не рано… Через 5 лет тоже можно думать, что сейчас еще не время. Никто не знает будущего. Надо реализовывать свои идеи здесь и сейчас, как было на сцене.