Общество

В Архангельске раскрыли культурный код Русского Севера

Культурный код Русского Севера расшифровали пять музеев Архангельской области, Вологодчины и Санкт-Петербурга: они вместе открыли этнографическую лабораторию, написали народную энциклопедию, изучили и экспонировали сокровища крестьянских домов. Партнерами проекта выступили журнал "Родина" и "Российская газета".

В Архангельске раскрыли культурный код Русского Севера
© Российская Газета

Под "увеличительное стекло" музеев попал народный быт территорий вдоль притока Северной Двины — реки Ваги. Поважье — это этнокультурный кластер Русского Севера. В него входят несколько территорий Архангельской и Вологодской областей, поэтому и этнографический труд получился межрегиональным.

По словам заведующего отделом Этнографического музея Санкт-Петербурга Дмитрия Баранова, издана первая в России межрегиональная этнографическая энциклопедия: подобных проектов не было. То же самое относится к выставке: ее создателям удалось в одном месте собрать и представить народные жемчужины из музейных коллекций Русского Севера.

Всматриваться в лица людей, живших на Русском Севере 100-150 лет назад, можно бесконечно

У каждого предмета указан хозяин: "Очень важно, кто их собрал и кто сделал. Не просто народ — а вполне конкретные люди", — отметил Дмитрий Баранов.

В экспозицию и энциклопедию, к примеру, вошли личные вещи минометчика и орденоносца Великой Отечественной войны из Устьянского района Сергея Борисова — великолепно сохранившиеся жернова, острога, пила и многие другие предметы быта остались в идеально ухоженной мастерской после смерти героя.

Здесь можно не только детально рассмотреть конскую амуницию, но и узнать легенды, связанные с лошадьми. В деревне Усть-Подюге верят, что в каждой конюшне живет домовой суседко, который "неодинаково относится к лошадям". В любимицах — мягкие и красивые, а также те, у которых грива заплетена в косу.

Но настоящее сокровище — семейные фотографии жителей Русского Севера. Всматриваться в лица людей, живших 100-150 лет назад, можно бесконечно! Посетители впервые увидели, как на Пасху катали яйца жители деревни Горка Муравьевская, шенкуряне устраивали пикник на опушке леса, а жители Устьянского района изготавливали лодки-долбленки.

Во время работы над проектом сотрудники музеев уточнили предназначение и названия деревенской утвари. Так, по поводу крынки целое исследование пришлось провести! В привычном понимании это высокий сосуд для хранения молока или сметаны.

— Но в Поважье оказалось еще два вида крынок, — рассказала одна из авторов проекта, научный сотрудник Российского этнографического музея Ольга Баранова. — Это крынки типа миски с прямыми бортами, в которых готовили селянку (запеченную картошку с молоком, яйцом и иногда грибами). А также опарница — крынка для замешивания теста.

Энциклопедия прояснила происхождение многих предметов быта. Так, пастушеские трубы часто находили в Карелии. Тем не менее эти традиционные народные инструменты изготавливались в Поважье. А так как ваганы ходили на промыслы к западным соседям, важские пастушеские трубы начали бытовать и там.

Источник: news.rambler.ru

Похожие записи

Участники форума «ОстроVа» защитили грантовые проекты

Охлобыстин рассказал о жизни Ефремова в тюрьме

Виталий Хоценко обсудил с министром Фальковым создание межвузовского кампуса в Омске

В Вологде презентуют трёхтомник поэта Александра Романова

Чиновник из Омска переходит в мэрию Томска

Общественники попросили не расширять в Костроме то, что не нужно

Еще 6 регионов России прислали в Киров елочные игрушки

В Калуге открыли памятник Ивану Федоровичу Милехину

В Омске введут туристический налог для гостиниц: дата

В Подмосковье полицейские провели для школьников профилактическую беседу о мошенничестве

В Нижнем Новгороде Татьянин день отмечают на коньках и лыжах

Оперные дома России открывают сезон

Ваш комментарий

42 + = 46

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Подробнее