Короли, пешки и полная свобода Что произойдет, если изменить знакомые всем с детства правила? Дать волю случаю, сбить с привычного направления, подвергнуть процесс ситуативности. Может — хаос. А может — нечто новое и интересное. Вчера Никита Кузнецов, Илья Михеев и Кирилл Ермолин-Луговской презентовали свою версию шахматной игры. В ее основе лежат идеи дадаистов и ситуационистов об отсутствии ограничений, переплетении искусства со всеми сферами повседневной жизни, свободе мыслей и действий. Черно-белое поле нестареющей классики заиграло новыми, современными оттенками, стало одновременно произведением искусства и исследованием поведения участников игры, а сам процесс — групповым перформансом. Для проекта художники переписали правила, а вернее, создали свои собственные и предложили гостям шесть вариаций с разными задачами. В одном случае перемешали между собой фигуры двух цветов, в другом — убрали главную цель игры (поставить мат). — Классические правила шахмат по аналогии с развитием общества формировались с течением хода истории, — объясняет Кузнецов. — Там есть все: следы социального и государственного устройства, системы иерархии, принципы военной стратегии и тактики. Мы решили "переизобрести" шахматы, чтобы игроки могли помыслить себя в других системах отношений. Сохраняя принципы передвижения фигур, в каждой из шести партитур мы предлагаем свои вопросы. Разговоры о настольном и виртуальном В программе проекта — три тематические лекции. Первую прочитает московский художник, геймдизайнер и исследователь Антон Польский. Его игровое хобби превратилось сначала в объект искусствоведческого исследования, а затем — в работу. В последние годы Польский использует свой опыт для изучения жизни города и его сфер. Посмотреть онлайн-трансляцию лекции "Настолки: геймификация исследований городской среды, мобильности и сообществ" (12+) можно сегодня, 18 сентября, в 19:00 в офисе галереи "Виктория" (улица Степана Разина, 150). Следующим предметом для разговора станет алкоголь в компьютерных играх. Художник из Санкт-Петербурга Евгений Кузьмичев расскажет, почему действия некоторых игр происходят в барах, какой скрытый смысл несут таверны и зачем эти локации появляются и почему они привлекают игроков в виртуальном мире. Лекция "Зачем персонажи игр идут в бар?" (18+) пройдет 19 сентября в 19:00 по адресу: улица Куйбышева, 81. В цифровом пространстве нередко можно встретить произведения искусства. Картины на стенах виртуальных домов могут быть простыми деталями интерьера, а могут отражать тайный смысл. Не стоит удивляться, если в хоррор-игре полотно будет следить за вами или утянет в потусторонний мир, как портал. Последняя лекция (12+) станет еще и завершением "недели". 22 сентября в 16:00 Кузьмичев познакомит гостей с краткой историей искусства в играх и расскажет о роли и образе художника в цифровой реальности. Место встречи — офис галереи. История одной трагедии "Виктория" также предлагает посмотреть документальный фильм 2015 года об игре, основанной на реальной истории семьи — разработчике видеоигр Райане, его жене Эми и их маленьком сыне. В годовалом возрасте ребенку диагностировали опухоль головного мозга. Чтобы справиться со страшным переживанием, родители превратили свой тяжелый опыт в лирический проект и сделали его основой компьютерной игры. "Спасибо за игру" (режиссеры Дэвид Осит и Малика Зухали-Воралл, 16+) — это драматический рассказ о создании игры о борьбе ребенка с неизлечимым заболеванием, родителей с собственными страхами и болью утраты. В кинокартину вошли интервью с Райаном и Эми Грин, их личные признания и слезы, кадры из семейного архива, история процесса создания игры и записанные из нее отрывки. Фильм получил несколько наград, например, премию "Эмми" в 2017 году. Показ пройдет 20 сентября в 19:00 в офисе галереи. Вся наша жизнь… Наверное, одним из самых масштабных событий "Недели игр" станет открытие выставки, посвященной символизму начала ХХ века и его модификациям в современном искусстве и виртуальной реальности. Безграничный трансцендентный мир, полный неожиданных маршрутов и внезапных порталов. Символисты придумывали и развивали его как ответ на удручающую реальность, как возможность для побега в другое, лучшее пространство, где царит равновесие, порядок и бессмертие. Современные компьютерные игры отчасти впитали эти идеи, а значит неизбежны исследование этой темы и диалог о слиянии прошлого и настоящего, схожести и различиях взглядов и смыслов. Для проекта "Новый символизм: Гиперборея и киберпространство" (12+) свои работы предоставят самарские художники (Евгений Греки, Кирилл Гуров, Дмитрий Кадынцев, Алексей Журавлев, Анастасия Деревякина), авторы из Санкт-Петербурга (Анна Андржиевская, Александра Гарт, Ася Маракулина, Галя Фадеева, Вадим Михайлов), Москвы (Ольга Аксенова), Нижнего Новгорода (Артем Филатов, Владимир Чернышев) и Казани (Алиса Гулканян). Кураторами выступили Сергей Баландин и Евгений Кузьмичев. Открытие пройдет 21 сентября в 16:00 в Музее модерна (улица Красноармейская, 15).
Предыдущая запись