Пригородные пассажирские перевозки в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и других регионах СЗФО продолжают уверенно расти. Они не только преодолели ковидный спад, но и превысили прошлогодние показатели. Об итогах работы в 2024 году "Российской газете" рассказал генеральный директор АО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" Артем Мирон.
Артем Сергеевич, сколько человек было перевезено в уходящем году на полигоне деятельности СЗППК?
АРТЕМ МИРОН: За 11 месяцев 2024-го компания обслужила рекордное число пассажиров — 93 миллиона. Это на 8 процентов больше, чем за такой же период прошлого года, а по сравнению с 2019-м рост составил 17,4 процента. Прогнозное ожидание на конец уходящего года — 100,2 миллиона пассажиров, что также должно превысить показатели 2023-го на 8 процентов.
С чем вы связываете рост пассажиропотока?
АРТЕМ МИРОН: Он обусловлен совместной реализацией проектов по интеграции железнодорожного транспорта в городскую транспортную систему Санкт-Петербурга. Ее важнейшим этапом стала организация тактового движения пригородных поездов в часы пик на маршрутах "рабочего" пассажиропотока.
С момента ввода движения "в такт" на первых маршрутах прошло уже два года. Насколько удалось расширить удобную схему за это время?
АРТЕМ МИРОН: Сегодня на полигоне успешно работают уже четыре тактовых маршрута. Напомню, что в декабре 2022-го пилотным стал маршрут Витебский вокзал — Павловск. В прошлом году тактовое движение ввели на участках от Балтийского вокзала до Ораниенбаума и Красного Села. В мае 2024 года состоялся запуск аналогичного маршрута на Мельничный ручей. По всем этим маршрутам с начала запуска перевезено 52,8 миллиона человек.
Следующим шагом в развитии тактового движения станет маршрут Финляндский вокзал — Сестрорецк. Мы запускаем его 18 декабря. Поезда будут отправляться с 30-минутным интервалом в часы пиковой нагрузки — с 06:00 по 10:00 от Сестрорецка и с 16:15 по 20:15 от Санкт-Петербурга.
Какие новые регулярные маршруты открылись в этом году?
АРТЕМ МИРОН: Отмечу, что мы ежегодно пересматриваем график движения в каждом регионе присутствия. Для этого компания анализирует пассажиропоток и взаимодействует с субъектами РФ.
Так, с 5 июня 2024 года возобновлены международные приграничные перевозки с Республикой Беларусь по маршрутам Великие Луки — Алеща и Новосокольники — Алеща. Они были приостановлены в 2014 году. Запуск стал возможен в результате сотрудничества АО "СЗППК", ОАО "РЖД", правительства Псковской области и Белорусской железной дороги.
Ускоренный электропоезд "Ласточка" с предоставлением мест курсирует между Великим Новгородом и Московским вокзалом Санкт-Петербурга с 23 декабря 2023-го. Но именно в 2024 году он показал свою востребованность. Предложением добраться до столицы соседнего региона всего за два часа воспользовались более 44 тысяч пассажиров.
В 2024 году возобновлены международные приграничные перевозки с Республикой Беларусь
Кроме того, 26 августа совместно с Октябрьской железной дорогой, правительствами Санкт-Петербурга и Ленобласти мы запустили движение пригородных поездов по маршруту Капитолово — Девяткино — Ладожский вокзал. Раньше на этом участке их не было. Результат — перевезено свыше 45 тысяч человек, и пассажиропоток постоянно растет.
А какие чисто "зимние" проекты ждут пассажиров в новом сезоне?
АРТЕМ МИРОН: АО "СЗППК" совместно с комитетом по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга ежегодно реализует проект "Лыжная стрела". Специальные пригородные поезда отправляются по выходным дням из Петербурга на снежные трассы Ленинградской области. В новом сезоне они будут курсировать по трем направлениям — Шапки, Орехово и Токсово.
Также по договоренности с администрацией Мурманской области "Лыжные стрелы" перевозят пассажиров с 14 декабря 2024 года по 27 апреля 2025-го на участке Мурманск — Апатиты.
С 2022 года в период новогодних праздников мы организуем курсирование ретропоезда "Лахта". В этом году поезд будет курсировать до Выборга, Гатчины и Ораниенбаума, а также доставит пассажиров до стоянки поезда Деда Мороза и обратно 6 и 7 января 2025 года.
Поделитесь, пожалуйста, планами на 2025 год.
АРТЕМ МИРОН: Мы продолжим совместную работу с органами власти Санкт-Петербурга по интеграции пригородного железнодорожного транспорта в систему городских пассажирских перевозок. Это включает в себя введение единого тарифа и координацию расписания.
Также в будущем году компания продолжит активно развивать внутренний туризм с использованием железнодорожного транспорта.