Выставка "По окопам переднего края" в Музее современной истории России — это часть проекта "Уголь земли Русской", начатого 20-летней студенткой Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени Штиглица Виринеей Шигиной в 2023 году, когда ее брат, студент МГУ, забыв про бронь, добровольцем ушел на СВО.
"Мне, как молодому художнику, стало тогда непонятно, почему я не вижу настоящего художественного высказывания на эту тему? — вспоминает Виринея. — Почему наши мастера "спят" — в отличие от мастеров времен Великой Отечественной, создававших шедевры".
Стремясь восполнить "пробел" и уговаривая мать-режиссера документалиста Олесю Шигину, работавшую на Донбассе, взять ее как-нибудь с собой, Виринея начала работать дома, высматривая героев портретов на маминых фронтовых видео. На выставке есть ее первая, еще "заочная", экранная работа углем — вычерченный широким штрихом "Байкал": тонколицый скуластый парень с открытым взглядом.
С "Добрым" Виринея познакомилась уже на батарее в лесополосе на Запорожском направлении — сидели у костра, пели песни. Только в такие моменты художница могла делать наброски. "Они все время в движении, ловить приходилось "в ритме танца".
Каждый герой на выставке у Виринеи — живет. "Волга", весь в амуниции, широко улыбается зрителю, "Кок" словно хочет что-то сказать, но пока только хитро смотрит…
А вот этого, брутального голливудского красавца, "Орла", уже нет в живых. Олеся Шигина, мама Виринеи, перед самым отлетом в Москву увидела и сняла его, скромного спокойного мужчину, растившего дочку без жены…
Его портрет с документального кадра делал художник Александр Новоселов, пишущий портреты ополченцев с 2014 года. Один за другим подключались к проекту, узнававшие о нем через соцсети и от знакомых питерские художники — Евгения Ласкина, Алиса Прокофьева, Арсений Багдасарян, Ксения Галкина… Главный художник студии имени Александра Невского Евгений Емельянов узнал о движении "Уголь земли Русской" через Союз художников.
Большая часть портретов на выставке сделана с материалов, которые художникам передавали Виринея и Олеся Шигины. Олеся давала видео, Виринея, дружившая с героями, рассказывала о них художникам, передавала им письма бойцов. Много портретов на выставке сделано углем, но есть и темпера, и масло, и тушь, художники погружались в материал, вживались в образы, характеры бойцов, по словам Виринеи, она узнавала в героях портретов людей, с которыми была знакома.
Учащаяся в Академии Штиглица на художника по костюмам театра и кино, Виринея сама делала дизайн выставки, по узкому коридору которой идешь, словно по траншее, по стенкам которой, словно бойцы на позиции — портреты этих бойцов. На поворотах "траншеи" встречаются их бронежилеты, х/б с шевронами и позывным на нашивке, шлемы. Здесь же можно прочесть их военно-полевые стихи, дневники, письма, за стеклом на витринах лежат удостоверения погибших бойцов, их рисунки, награды, фотографии их детей…
"Мне хотелось, что в этом проекте возник образ героя нашего времени, чтобы появилась галерея, куда я могла бы привести своих детей, рассказать им истории наших героических парней. Чтобы те росли на примерах настоящих мужчин", — говорит Виринея Шигина.
Поисковик на название проекта "Уголь земли Русской" откликается десятками пунктов: выставки открывалась в Бронницах, в Твери, в Магадане, Омске, Тольятти, в Мариуполе и еще в десятках городов, экспозиция работала на фестивале "Улицы Дальнего Севера" на острове Русский на Чукотке в рамках Всемирного экономического форума. Графика и живопись победителей организованного Виринеей межрегионального конкурса демонстрировались на выставке "Россия" на ВДНХ.
"Уголь — это материал, чья родина — Донбасс, — говорит художница.- И ребята, прошедшие через пламя войны, — это как вновь рожденный материал. Уголь прошел через пламя, переродился и даст нам тепло".