График, пейзажист, педагог Иван Станков открыл персональную выставку из полсотни работ на тему "Мой город" в Доме художника. Премьера вроде как накануне весны, а Тюмень в работах Иван Иваныча — часто летняя, в дымке лирики, в шлейфе ностальгии по безвозвратно ушедшей эпохе — это карандашные реконструкции, то есть восстановление улиц, домов, храмов по архивным источникам. Такую Тюмень автор называет "реликтовой".
"Готовил экспозицию еще в прошлом году, к 70-летнему юбилею. Рисунок, гравюра, гуашь — выставка, думаю, будет интересна разнообразием материалов, один-то вид выглядит уныло. Хотел показать и новое — пастель. Из последнего — серия "на бабушкиной даче": в разгар пандемии пенсионеров даже в автобусы не пускали, поэтому отбыл в тишину и зелень, подальше от суеты и заразы. Я сейчас совсем по-иному двигаюсь, рисую. Тексты же у журналистов год от года меняются, и у художников также: мы растем, холсты вместе с нами. Сейчас ищу новое лицо города, наблюдаю за тюменцами. Бывает, три-четыре дня из мастерской не выхожу, но если уж спущусь во двор: боже, сколько народу, а куда все едут и бегут, а зачем?", — рассказывает Станков.
Фото: Сергей Елесин
Речь, движение мысли у героя торжественного вечера — из серии "не примелькавшееся". Думаешь, что такое?! Так мастер — из-под Одессы. В Тюмень приехал в 1976-м, сразу попал в художественный фонд, трудился над монументальным, под госзаказ, брал оформительство. В свободное время занимался печатной графикой. Вот она-то его и захватила.
"Особенно проникся цветной гравюрой на картоне — техника сложнейшая, только два человека во всей Тюмени ею владели, один из них Станков. Это долго по времени, сложно по композиции, там много деталей, но все смотрится цельно за счет распределения темного и светлого", — дал оценку председатель Тюменского отделения Союза художников России Александр Новик.
Первое впечатление о Станкове может быть обманчивым: человек как человек, скромный, стеснительный, совершенно негромкий (будто и не одессит вовсе). Но нет, этот невысокого роста дядечка в брюках и свитере — большой тюменский художник и замечательный педагог. Как раз мастера, если быть внимательнее, в нем выдают крепкие пальцы — они очень подходят разномастным кистям с гуашью, карандашам, брусочкам пастели. "Если б вы видели, как Иван Иваныч преображается у мольберта — ну точно крылья вырастают!" — восхищенно говорят о нем ученики. Их много, они все интересные, яркие, бойкие.
Станков долгое время преподавал в детской школе искусств "Гармония", пединституте ТюмГУ и в строительном институте. Теперь свободен, но все равно в орбите студентов, начинающих художников — чтобы не потерять сноровку, ходит с ними писать моделей, дает мастер-классы, соглашается на проекты.
"Молодежи легче, потому что материалов много, мы-то даже книжками по искусству разжиться не могли. Но ей и труднее, потому что нет худфондов и госзаказов: чтобы получить работу в условиях жесткой конкуренции, надо…", — рассуждает Станков.
"По головам идти или круглосуточно вкалывать?", — подначиваю мастера.
"Человек становится успешным благодаря: наследственности, среде и, вы правильно подметили, непрестанному труду. Я свое отработал. Освобождаю место ребятам", — отвечает он.
Фото: Сергей Елесин