Проект "Аркадаш": режиссер Тинчуринского театра с соратниками исследует Альметьевскую агломерацию
Главный режиссер Татарского театра драмы и комедии им. К. Тинчурина Туфан Имамутдинов договорился о проведении в Альметьевске театрального проекта "Аркадаш" ("Товарищ, друг"), работа над которым уже началась. В центре внимания, указывают организаторы, — регионализм как способ постижения истории, природы и традиций Татарстана. В марте можно будет увидеть результаты первой лаборатории, а осенью — второй.
Взгляд казанских студентов ГИТИСа
Первая лаборатория называется "Караш" ("Взгляд"), в ней исследуются районы Татарстана рядом с Альметьевском. Причем произведения будут основываться на фактах и местных реалиях.
— Вместе с режиссером Дамиром Сидеевым мы будем знакомиться с городом Бугульмой и его жителями, — объясняет драматург Булат Минкин. — А потом на основе различных интервью будет написана пьеса. Мы планируем затронуть такие темы, как жизнь и проблемы молодого человека в маленьком городе, отток населения из малочисленных городов.
Известный по работе в Атнинском театре Дамир Сидеев — студент Российского института культуры и искусств — ГИТИСа, как и остальные режиссеры проекта. В их числе журналистка Талия Тухватуллина, актеры Ильнур Гарифулла и Камиль Гатаулла, дизайнер Нажия Галимова. Тинчуринский театр несколько раз проводил бесплатные курсы от Имамутдинова для молодых режиссеров с расчетом, что они потом поступят в ГИТИС очно или заочно. Это результат подписанного в марте 2022 года соглашения между республикой и институтом, о чем ректор ГИТИСа Григорий Заславский договорился на встрече с раисом Татарстана Рустамом Миннихановым.
Гарифулла и Гатаулла, которые раньше играли в ТЮЗе, теперь также ставят постановки в театре имени Тинчурина. Вместе они работали в оперной лаборатории "Умай". Ильнур играл главную роль в спектакле "Идегей", ставил "Беренче театр"/"Первый театр" Галиасгара Камала и "Жан Баевич" Гаяза Исхаки, в ТЮЗе — "Бывших людей" Горького.
Камиль ставил концерт-посвящение татарскому народу "Синең хакта…"/"Во имя любви…". В Коми-Пермяцком театре идет его "Станционный смотритель", в Нижнекамском ТЮЗе — "Ромео и Джульетта". Вместе они (Гарифулла — в качестве хореографа) работали в Нижнекамске над новогодним "Домиком господина Дроссельмейера".
— Я буду работать в Лениногорском районе, — говорит Ильнур Гарифулла. — Темой будут родники, так как в Лениногорске самое большое количество родников в Татарстане, к тому же район славится своей природой, лечебными свойствами. Также мы поднимем экологический вопрос, но самое важное, что в нынешнее время родник — это святое место, начало жизни, место, где человек может очиститься. Родник — это место созидания. Здесь люди строили деревни, города, начинали новую жизнь. В нашем мире сейчас очень много деструктива, к которому человек сам себя приводит.
Реюньон объединения "Алиф"
Фестиваль работ участников "Караш" пройдет на площадках в Альметьевске в марте 2025 года. Кроме того, в проекте есть вторая лаборатория — "Аваздаш" ("Созвучный"), в которой занимаются участники творческого объединения "Алиф". В нее входят Туфан Имамутдинов, хореограф и актер Нурбек Батулла, поэтесса и драматург Йолдыз Миннуллина, композитор Эльмир Низамов, хореографы Мария и Марсель Нуриевы.
Хотя эти люди по отдельности и малыми группами продолжают работать вместе (вспомним перформанс Tartar Нуриевых и Батуллы), сам Имамутдинов давно не занимался постановкой вне Тинчуринского, хотя его спектакль Әлиф, благодаря которому Батулла получил "Золотую маску", нет-нет да и возвращается на сцену.
"Аваздаш" ориентирована на мифологические и символические темы: "Исследования в этой лаборатории превращаются в синтетическое произведение, которое может быть классифицировано как спектакль". Его покажут осенью 2025 года.
— Хотя я и не родилась в Альметьевске, но с того момента, как я себя помню, мы жили в этом городе, — говорит Миннуллина. — Альметьевск — родина моей памяти. Например, есть такой случай: я училась мыть полы в длинном коридоре квартиры, и тут к нам в гости пришел Асаф Валеев, и записал слова песни "Ой вы, красавицы". Было ли это? Частично. За исключением визита Асафа-абый. Но для меня его появление реально, потому что мне было важно получить текст песни из его рук (из рук человека, который, как я считала, точно знал текст). Это такой миф, легенда, моя личная легенда. Духовная история.
"Этот проект — признак переполнения энергией"
— "Аркадаш" — это попытка создания культурной экосистемы полного цикла, когда идеи также связаны с нашей республикой, — говорит Имамутдинов. — "Караш" — попытка на основе нашей культуры, истории взрастить интерес к идентичности у молодых режиссеров. В "Караш" мы рассматриваем различные пласты, разные народы, живущие в этой части республики. "Караш" — это Альметьевск, Бугульма, Лениногорск. "Аваздаш" — это тоже поиск, но уже на основе тюркского мира.
Кроме того, в программах обеих лабораторий — мастер-классы, встречи с экспертами, публичные обсуждения. Проект реализуется благотворительным фондом "Татнефть".
— В целом идея децентрализации мне очень близка, — говорит Батулла. — Казань кипит, и в какой-то момент творческая энергия здесь, наверное, должна вырваться наружу — это вполне естественно. Возможно, этот момент наконец настал. В Казани сформировалась какая-то творческая основа, богатая культура. И этот проект — признак переполнения энергией. Придет время, эта позитивная энергия — энергия исследования, познания — выйдет за пределы Альметьевска и начнет распространяться в разных направлениях.