Общество

«Три сестры»: надежда по-татарски

Театральные постановки Татарстана: смотрим дома. Часть 70-я

"Три сестры": надежда по-татарски

© Реальное время

Смотрим «Трех сестер» Камаловского театра в постановке Фарида Бикчантаева 2006 года. Это его вторая попытка поработать с чеховским материалом, после «Чайки» в 90-х. Историю Прозоровых критики определяют как знаковую для главного режиссера, который в русском, европейском тексте может увидеть свое, родное. Спектакль шел шесть сезонов.

Редкий автор в Татарстане

Чехова нечасто ставят на татарском. К примеру, в 1907 году один из зачинателей национального театра Ильясбек Кудашев-Ашказарский ставил с труппой в Оренбурге водевиль «Предложение», а приезжая на гастроли в Казань, в саду «Аркадия» (что в районе современного Борисково) показывал миниатюры по его рассказам. Сразу после революции на сцене появились «Вишневый сад», а в 1946-м — несколько водевилей.

По сути, показанный в 1995 году выпускной спектакль студентов института искусств и культуры был не просто первой пробой сыграть именно «Акчарлак» (то есть «Чайку»). А первой постановкой Чехова в татарском театре за последние 50 лет. Ученики Бикчантаева с того курса до сих пор играют в театре.

Спектакль тогда показали в малом зале, и он попал в тройку лучших на московском фестивале «Подиум». Бикчантаев тогда поставил задачу актерам героев показывать, а не играть, то есть — сохранять дистанцию. А также — играть некоторые сцены несколько раз по-разному. По сути, тогда Бикчантаев признался в любви к Брехту, отодвинув систему Станиславского. После спектакль съездил на Международный фестиваль молодежных театров в Германии.

До «Трех сестер» Бикчантаев вместе с будущим главрежем Атнинского театра и своим учеником Рамилем Фазлиевым ставил комедию по пьесе Туфана Миннуллина «Галиябану, сылуым иркәм» («Ненаглядная моя»). В нем драматург также работал постмодернистскими методами, взяв классическую пьесу Мирхайдара Файзи, которую смотрят признанные мэтры сцены, а потом пытаются заново сыграть роли Галиябану и Халиля.

После он поставил комедию «GO! Баламишкин» Флорида Булякова. Одна из сестер, Лейсан Рахимова, играла там девушку, которая мечтает попасть на «Евровидение».

В ожидании

Олег Лоевский в «Петербургском театральном журнале» говорил: «Для меня его спектакль «Три сестры», который не пользовался большим успехом в Татарстане, был очень важен, Чехов был прочитан через призму устоев, и это был абсолютно татарский Чехов (в нем была семья как основа, были старшие и младшие, жесткая связь между ними, понятия, которые несла нянька) — и одновременно он был абсолютно европейский. И этот спектакль, на мой взгляд, сделал того Фарида, который есть сейчас…»

Итак, в далеком городе, в котором самое важное — это военный гарнизон, живут Ольга (Алсу Каюмова), Маша (Люция Хамитова) и Ирина (Лейсан Рахимова) Прозоровы. Год назад у них умер отец, генерал. Маша замужем за учителем Кулыгиным (Минвали Габдуллин) и несчастна. В нее влюбляется прибывший в город Вершинин (Ильдар Хайруллин). Он тоже несчастен. У младшей Маши — два кавалера, два соперника, Соленый (Радик Бариев) и Тузенбах (Искандер Хайруллин).А еще есть брат сестер, Андрей (Рамиль Вазиев), великолепный в своей бесконечной растерянности, который скоро женится на Наташе (Миляуша Шайхутдинова), которая старательно добавит в эту тоску немало дурного вкуса. Многие критики отмечали, что образ Наташи, превращающейся из наивной провинциалки в напористую мещанку во многом делал постановку новой.

«Трех сестер» Бикчантаев готовил со сценографом Таном Еникеевым. Вместе они работали и над «Чайкой», а также, например, над «Осенью» Гаяза Исхаки в уфимском «Нуре». Авторы спектакля постарались передать всю поэтичность чеховского текста. Художник спектакля минимальными средства обозначил пространство полупустого, несчастливого дома, в котором все еще живет надежда на счастливую жизнь. Причем реквизит закупался в антикварном магазине.

Многие детали декораций и мебели, как рассказывал Еникеев искусствоведу Раузе Султановой, были взяты из спектакля по одной из пьес Островского, а намеренно серые костюмы шили в ателье для военных.

Основное пространство — это квадрат, напоминающий останки некоего святого места, на что указывает и акцент на звуках колокола, и невинный образ Ирины в начале, и люстра, которая превращается из источника света в веревку, за которую цепляется потерявшая еще одну надежду Маша.

Вещи здесь — как метафоры. Скрипка Андрея. Детская коляска Софочки. Самовар, подарок доктора Чебутыкина (Равиль Шарафеев), который, как известно, ни дня не работал, а читает только газеты. Воздушный шар в руках Ирины… И все они будут счастливы, будут работать… Наверное.

Источник: news.rambler.ru

Похожие записи

В четырех районах Волгограда 22 октября приостановят подачу электроснабжения

В Челябинске артисты МХАТ имени Горького представят комедию «Пигмалион»

Введение платы за использование зарубежного софта не коснется МСП

Во всех районах Амурской области начался отопительный сезон

Метростроевцы ищут новое оборудование для прокладки тоннелей в Нижнем Новгороде

Замглавы Оренбурга Владимир Гирин провел личный прием граждан

В Рязани провели выставку бездомных животных «Пойдём домой»

В Новосибирске улицу Ленина закроют для транспорта с 10 ноября

В Петербурге на культурном форуме пройдут выставки, гала-концерты и звуковые шоу

Кузбассовцы наткнулись на мертвое домашнее животное

Изменен график движения дачных автобусов в Заречном

Казанский цирк представил иммерсивный спектакль

Ваш комментарий

− 2 = 3

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Подробнее