Театр "На Литейном" перед Новым годом выпустил новый спектакль — "Гран-Гиньоль, или Театр ужаса и смеха". Музыкальный детектив поставил художественный руководитель Сергей Морозов.
Незнакомые большинству зрителей слова в названии постановки. Шутливое предупреждение: "Лиц со слабыми нервами просим воздержаться от посещений" (читаем на сайте театра). Научно-просветительские лекции — как ликбез — для будущих зрителей…
Время действия: начало ХХ века. Место действия — Литейный театр, который в начале своей творческой жизни, оказывается, следовал традиции знаменитого парижского "Гран-Гиньоля" пугать уважаемую публику, доводя до обморочного состояния… "Но наш спектакль — не историческая реконструкция, а вольная, ироничная, порой немного жутковатая, а порой мелодраматичная фантазия на тему Театра ужаса", — говорится в релизе.
Герои действия — театральный народ (драматург, режиссер, актеры, бутафор, принятый в труппу врач, цензор). А еще сыщик полиции. А также призраки, лешие, упыри, мумии…Мистика. Клюквенная кровь, а может, настоящая? Совершено убийство примы театра. "Весь Петербург клокочет".
Авторы либретто — Константин Рубинский и Максим Максимов. В Петербурге идут популярные мюзиклы по либретто Рубинского "Айсвилль", "Великий Гэтсби", "Белый. Петербург", "Петр Первый". Эффектные декорации — фантазия художника Фемистокла Атмадзаса.
Специально для театра написали музыку Максим Кошеваров и Александр Маев. В "Гран-Гиньоле" занят музыкальный ансамбль, звучат аккордеон, фортепиано, скрипка, контрабас, гитара.
В спектакле участвует большая половина труппы. В главных ролях — заслуженный артист РФ Сергей Гамов, Александр Цыбульский, Сергей Шоколов, Ася Ширшина, Татьяна Тузова, Светлана Шаврова, Александр Безруков, другие артисты.
Вот что рассказал "РГ" режиссер Сергей Морозов.
Как рождался спектакль с труднопроизносимым названием?
Сергей Морозов: На самом деле, не случайно появление этого спектакля в репертуаре театра в 2024 году — дважды юбилейному для нас: 115 лет с момента начала театральной деятельности и 80-летие организации областного театра, который долгое время носил название "Областной театр драмы и комедии". Конечно же, мы обратились именно к той дате, когда первые театральные представления были сыграны на сцене по адресу Литейный, 51. В 1909 году театр открылся представлениями труппы "Гран-Гиньоль" ("Театр ужасов"). Она была создана наподобие французского театра Grand Guignol, появившегося в конце XIX века. Репертуар был похожим.
Многое в нашей пьесе имеет историческое подтверждение. Например, почему на нашем логотипе — Пегас и почему он является, по сути дела, одним из действующих лиц этого спектакля? Сначала в этом пространстве располагался конный манеж, затем был роллердром (каток для роликовых коньков), и вот уже 115 лет здесь обитает театр. Это одно из самых старинных театральных пространств в культурной столице России, если не считать императорские театры.
Практически все 115 лет (за исключением периода ленинградской блокады и нескольких лет восстановления этого здания после войны) здесь всегда била ключом театральная жизнь. И это обращение к отправной точке нынешнего Театра "На Литейном", с одной стороны, позволяет окунуться в историю, а, с другой, через сюжет более чем вековой давности мы можем поговорить о сущности театра, о его роли для людей как внутри, так и снаружи. Для меня этот спектакль прежде всего не гимн театру ужасов и даже не столько гимн Литейному театру, сколько гимн театру как таковому и людям театра.
Это оригинальное произведение во всех смыслах. Пьеса написана специально для нас одними из ведущих авторов музыкального театра Константином Рубинским и Максимом Максимовым. Музыку написали замечательные композиторы Александр Маев и Максим Кошеваров, их работы идут и в петербургском Театре музкомедии, и по многим городам России, профессионалы, за плечами которых и многие сотни кинопроектов.
Необходимо отметить роль двух замечательных музыкальных руководителей спектакля. Профессионалы высокого уровня — хормейстер театра, педагог по вокалу Ольга Тихомирова, а также Татьяна Виноградова, музыкальный руководитель Пермского академического театра "Театр Театр", солидную часть репертуара которого в последнее время составляют именно мюзиклы. К слову, Татьяна — неоднократный лауреат "Золотой маски" именно в номинации "Работа дирижера в театре".
В команде — сценограф Фемистокл Атмадзас, автор чудесных костюмов Ирина Долгова, художник по свету Валентин Бакоян, балетмейстеры Ирина Ляховская и Александр Осинин, ассистент режиссера, педагог по речи Людмила Бояринова. Это все талантливые соавторы многожанрового, многослойного, полифоничного произведения, где соединяются мелодрама, комедия, детектив, мистика, гиньоль, ужасы…
Органичное соединение жанров — это самая азартная, интересная и трудная задача, которую мы старались решить в процессе постановки. Объединить это в единое действие помогает замечательный инструментальный квинтет, который сопровождает весь спектакль. Для меня в этой постановке принципиально, чтобы был живой звук инструментов и живой вокал.
Сегодня во многих драматических театрах есть хотя бы один музыкальный спектакль, мюзикл.
Сергей Морозов: Данной премьерой мы не следуем моде, но мне кажется, с одной стороны, наш театр имеет право на мюзикл с точки зрения профессионального оснащения. Труппа Театра "На Литейном" по праву, сейчас могу говорить это уже уверенно, считается одной из самых поющих среди драматических трупп Санкт-Петербурга. В нашем репертуаре — музыкальный спектакль "Барышня-крестьянка", устойчиво держащий любовь зрителей уже более 25 лет, спектакли Романа Смирнова "Тень города", "Квартирник", много других спектаклей с вокальными номерами. А второе, это то, что каждая постановка должна не просто фиксировать точку, на которой развивается театр, но и давать новые задачи, ориентиры, новые территории, которые нужно осваивать.
Спектакль будет развиваться и обретать еще большую свободу. Это живой процесс. В отличие от кино у нас есть возможность совершенствовать и уточнять художественные произведения.
Глубоко же вы копали!
Сергей Морозов: Когда встретились с Константином Рубинским, мы точно знали, что нам нужен некий музыкальный спектакль на тему начала 20 века. Рассказали драматургу историю театра. Это место освещено гением и пребыванием здесь, в этих стенах или в соседнем Фонтанном доме, многих деятелей культуры Серебряного века. Действительно, на эту сцену выходили и Кузмин, и Аверченко, и Тэффи, здесь работали Андрей Белый, Бакст, Кустодиев, ставил Мейерхольд … В этом пространстве существовала Ахматова.
У нас были лекции, которые предваряли спектакль, и культуролог, исследователь кино и вообще современной культуры, сказал о том, что в современном киноконтенте из всех жанров — боевики, детективы, ужасы, комедии, мелодрамы, детские фильмы, сказки, триллеры, нуар… — доля фильмов ужасов составляет примерно 40 процентов. То есть, все остальные жанры занимают всего лишь 60 процентов. Для меня это было несколько неожиданно.
Я долго привыкал к реквизиту с отрезанными руками и головами, потому что не являюсь поклонником этого жанра. Но когда мы начали к этому иронично относиться, всё стало на свои места. Кстати, премьера спектакля состоялась в пятницу тринадцатого. Это не случайность, но так совпало.
Так вот, когда мы остановились на теме гиньоля, то использовали не только издания, которые появились уже в 21 веке, связанные с репертуаром для кабаре, варьете начала 20 века. Мы обращались в Театральную библиотеку и читали мини-пьесы ужасов из репертуара того времени. Они чаще всего достаточно короткие (может быть, из-за того, что зритель падал в обморок, а может быть, просто такая была особенность).
Обращаясь в архивы, мы изучали репертуар театра, который действительно был в Литейном театре "Гран-Гиньоль" в те далекие 1909, 1910 и 1911 годы. В 1911-м он сменил свое направление на театр "Мозаика", где был микс жанров. Потом здесь был "Интимный театр", "Театр смеха"… Наш спектакль — некий оммаж тому времени, но который имеет под собой реальную историю.
Например, штатная должность врача — это факт. Врач действительно дежурил для зрителей, которые падали в обморок, испытывали приступы от ужаса того, что происходило. Но, естественно, я считаю, что театр сейчас не должен пугать. Мы относимся ко всем событиям на сцене очень серьезно, но со значительной долей иронии. И это позволяет вызвать добрую улыбку у зрителя.
Следующие показы спектакля: 14 и 15 февраля.
К слову
"Гран-Гиньоль" — парижский театр ужасов, один из родоначальников и первопроходцев жанра хоррор. Работал в квартале Пигаль (1897- 1963).