Новый сезон в Театре им. Маяковского обещает быть громким и ярким: большинство спектаклей поставят молодые режиссеры, а сразу две премьеры обозначены приставкой "рок". Неспроста девизом нынешнего театрального года "маяковцы" выбрали цитату классика — "Театр врывается в жизнь". С него и начали: накануне 102-й сезон стартовал спектаклем "Маяковский идет за сахаром" на Малой сцене и "Историями" на Основной.
Худрук Театра им. Маяковского Егор Перегудов выпустит в этом сезоне две абсолютно разные премьеры. Уже 20 сентября на Основной сцене состоится первый показ красочного семейного спектакля "Багдадский вор и черная магия", жанр которого обозначен как "рок-версия восточной сказки", а в основе — тексты и музыка Юрия Энтина и Давида Тухманова. В декабре — снова в соавторстве с главным художником театра Владимиром Арефьевым — режиссер выпустит "Евгения Онегина".
— Для меня очень важно, что эта работа построена в основном на нашей молодежи, ребятах, только недавно принятых в труппу. Всегда говорят: театр — дело молодых, дорогу молодежи! Но при этом взять и отважиться вывести в главных ролях только молодежь, да еще и на Основной сцене, очень сложно, это большой риск. Но мы рискнем, — отметил на сборе труппы Егор Перегудов.
В новом "Онегине" будут заняты и мастера сцены — Анатолий Лобоцкий, Татьяна Аугшкап, Татьяна Орлова.
Еще одна любопытная осенняя премьера — "2007". Одно лишь название этого спектакля-рок-концерта Дмитрия Крестьянкина отсылает нас к мему "Верни мне мой 2007", или — простыми словами — безумное время торжества всевозможных субкультур и альтернативной музыки.
"В этой истории мы пытаемся зафиксировать состояние, когда молодой человек влюбляется настолько сильно, что все — гибель! Эмоции на разрыв. Именно это было трендом, а не осознанность и гармония, как сегодня. В 2007-м делалось все, чтобы вывести себя и этот мир из равновесия, раскачать эмоциональность на максимум и плыть под парусами тяжелой музыки. Таким будет и наш спектакль", — говорит режиссер. Премьера в октябре.
Актрисы Полина Лазарева (слева) и Светлана Немоляева во время сбора труппы Московского академического театра имени Владимира Маяковского. Фото: Владимир Федоренко/ РИА Новости
В ноябрьскую афишу перекочевал "Сон в русскую ночь", о котором рассказывали еще в прошлом сезоне — экспериментальный акустический спектакль по произведениям русской классики ставит мультиинструменталист и исследователь Петр Айду. Новый календарный год, в январе 2025-го, откроют "Дядей Ваней" в режиссуре Юрия Иоффе.
— Кажется важным и правильным, что вокруг нашего театра постепенно образуется круг "своих" молодых режиссеров, — отметил важную тенденцию Егор Перегудов. — Это не значит, что они будут теперь у нас бесконечно ставить, но это ребята, у которых в Театре Маяковского получились спектакли, и которым не нужно начинать с нуля и убеждать театр в своем таланте и профессионализме.
Так, Евгений Закиров поставит "Разбойников" Шиллера, Ирина Васильева — детский спектакль "Мир потерянных животных" по графической новелле Уэбера Ноэми, Денис Хуснияров начнет репетировать чеховскую "Скучную историю". Над премьерой для подростков будет работать Саша Золотовицкий — название пока в секрете.
Поводом для пополнения репертуара станет и режиссерская лаборатория "Маяковка + Бутусовцы". Выпускники Юрия Бутусова в ГИТИСе поставят спектакли по русскому рассказу ХХ века.
— Русский рассказ ХХ века — не частый гость в театре. Мы предложили взглянуть на этот материал молодым режиссерам, во многом впервые открывающим для себя эти тексты. Режиссерское мышление — мышление целого, и мы ожидаем от участников не отрывков и эскизов, а пусть небольших, но законченных историй, — отметил Егор Перегудов.
Среди авторов, за которых взялись молодые творцы, — и Грин, и Платонов, и Набоков, и Газданов… Что-то, вполне возможно, будет принято к постановке на Малой сцене.
Тем временем
В этом году театр вновь ждет насыщенная гастрольная жизнь. Сразу после сбора труппы часть артистов и постановочной группы отправились в Калининград, где в рамках фестиваля "Балтийские сезоны" и программы "Большие гастроли" будут сыграны спектакль "Кант" (к 300-летию со дня рождения философа) и премьера прошлого сезона — "Другая сказка" Сергея Урсуляка.
Далее Театр Маяковского посетит Норильск, Брест, Балашов, Пермь, Санкт-Петербург — и это только до Нового года.