Военные новости

Танк Т-80: производство и боевое применение. В чем его превосходство над дизельными танками

Т-80 — советский и российский танк с газотурбинным двигателем и встроенной противоснарядной динамической защитой. Имеет множество модификаций, общее число произведенных «восьмидесяток» составляет более десяти тысяч единиц. Состоит на вооружении Российской армии. «Лента.ру» рассказывает о создании и боевом применении Т-80.

Танк Т-80: производство и боевое применение. В чем его превосходство над дизельными танками
© Lenta.ru

История создания

В 1940-х годах стало очевидно преимущество газотурбинного двигателя (ГТД) над поршневыми моторами в боевой авиации. ГТД заинтересовались и танкостроители — новый тип силовой установки при равном объеме обещал значительные преимущества перед бензиновым или дизельным мотором в мощности, более быстром запуске двигателя при низких температурах и улучшении управления танком.

В Третьем рейхе с середины 1944 года Управление вооружений сухопутных сил проводило исследование в этой сфере, но помешал разгром Германии. Первым в мире серийным танком с газотурбинной силовой установкой мощностью до 490 лошадиных сил (одновременно имел дизельный двигатель) стал шведский Stridsvagn 103 (Strv.103), выпускавшийся в 1966-1971 годах.

Танк Т-80: производство и боевое применение. В чем его превосходство над дизельными танками1

В СССР тоже велись работы по созданию танка с ГТД. В 1949-м на Кировском заводе (КЗ) в Ленинграде под руководством главного конструктора Александра Старостенко была представлена разработка тяжелого танка с ГТД. Однако проект не отвечал ряду параметров и вновь к идее на КЗ вернулись через несколько лет, когда в 1957-м были созданы два опытных газотурбинных двигателя ГТД-1 с максимальной мощностью в 1000 лошадиных сил.

Двигатели успешно прошли заводские испытания, и один из них был показан Первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву, который весьма скептически отнесся к проекту — в руководстве страны был взят курс на развитие в первую очередь ракетных систем и отношение к традиционным вооружениям было прохладное.

В 1963-м под руководством главного конструктора Харьковского КБ машиностроения Александра Морозова одновременно со средним танком Т-64 (принятом на вооружение в конце 1966-го) была создана его газотурбинная модификация Т-64Т, оснащенная вертолетным ГТД-ЗТЛ мощностью 700 лошадиных сил.

11 апреля 1963 года на заводском танкодроме Уральского вагоностроительного завода (УВЗ) в Нижнем Тагиле был совершен пробег опытного танка под названием 167Т, на котором был размещен газотурбинный двигатель 3Т мощностью до 800 лошадиных сил.

Главный конструктор УВЗ Леонид Карцев вспоминал:

Результаты испытаний оказались даже лучше, чем мы ожидали. По разъезженной, размокшей трассе заводского кольца танк с газотурбинным двигателем показал скорость в 1,5 раза большую, чем у серийных дизельных машин. Опасались, что ГТД будет сильно шуметь и этим демаскировать танк. Оказалось, что звук его был глухим и быстро гаснущим по мере удаления танка

167Т прошел испытания на Кубинском танковом полигоне, а второй опытный танк Уралвагонзавода — 166ТМ был передан для проверки во Всесоюзный научно-исследовательский институт транспортного машиностроения.

Карцев отмечал:

В процессе испытаний мы пришли к следующим неутешительным выводам: увеличение скорости танка не компенсирует повышения километрового расхода топлива по сравнению с дизельным двигателем; ГТД требует высокой степени очистки воздуха при малом сопротивлении на входе; для того чтобы обеспечить одинаковый запас хода танка с газотурбинным двигателем, надо возить топлива в 1,5–2 раза больше, чем при дизельном двигателе; стоимость газотурбинного двигателя оказалась намного выше стоимости дизельного двигателя

В 1966-м проходили испытания опытного образца (объект 288), созданного на Кировском заводе, оснащенного двумя ГТД-350 — разработка авиастроительного НПО имени В. Я. Климова — общей мощностью 700 лошадиных сил. Испытания показали, что спарка не имеет преимуществ перед моноблочным двигателем.

Танк Т-80: производство и боевое применение. В чем его превосходство над дизельными танками2

Несмотря на то, что Т-64 по основным боевым показателям превосходил иностранные аналоги, новое политическое и военное руководство СССР в лице Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева и министра обороны маршала Андрея Гречко вернулось к идее создания отечественного газотурбинного танка.

Поводом к этому стало беспокойство развернувшимися в ФРГ работами германских и американских танкостроителей по созданию танка нового поколения МВТ-70, способного превзойти «шестьдесятчетверку». 16 апреля 1968 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, в котором Кировскому заводу было предписано разработать Т-64 с газотурбинной установкой.

Рождение Т-80

Созданный на КЗ в 1969-м газотурбинный танк под названием «219 сп 1» внешне был похож на харьковский Т-64Т и имел двигатель мощностью 1000 лошадиных сил, созданный НПО имени Климова. «219 сп 2» уже значительно отличался от базовой «шестьдесятчетверки»: установка ГТД двигателя потребовала внесения изменений в ходовую часть, также появилась новая башня.

От Т64А у нового танка, получившего индекс Т-80, сохранилось орудие, боеприпасы, принцип автомата заряжания, элементы бронезащиты, а также отдельные узлы и системы. Работы над созданием газотурбинного танка велись на Кировском заводе под руководством главного конструктора Николая Попова.

Танк Т-80: производство и боевое применение. В чем его превосходство над дизельными танками3

В 1973 году на вооружение Советской армии был принят дизельный танк Т-72, разработанный на УВЗ, после чего судьба Т-80 оказалась под вопросом. Против него активно выступала военная верхушка в лице первого заместителя министра обороны, начальника Генерального штаба Вооруженных сил СССР маршала Виктора Куликова и его заместителя — генерал-полковника Сергея Ахромеева.

Куликов считал, что газотурбинный танк расходует слишком много топлива и не обладает преимуществом в огневой мощи и бронезащите перед дизельными танками, при этом умалчивая о том, что танк с ГТД — более скоростной и маневренный, а также менее шумный.

Их основным оппонентом стал секретарь ЦК КПСС, бывший нарком вооружения Советского Союза в годы Великой Отечественной войны и экс-министр оборонной промышленности СССР Дмитрий Устинов. Он был назначен на должность министра обороны страны 29 апреля 1976 года вместо умершего маршала Гречко и на одном из заседаний взял своеобразный реванш над противниками Т-80.

Танк Т-80: производство и боевое применение. В чем его превосходство над дизельными танками4

Устинов обратился к ним с речью: «Товарищи, сегодня знаменательный день! Мы принимаем на вооружение лучший в мире танк с прекрасным вооружением и газотурбинной силовой установкой. Я благодарен вам за огромный труд по моральной и технической поддержке разработчиков этой машины».

Присутствовавший на заседании главный конструктор 7-го главного управления (отвечающее за танкостроение) министерства оборонной промышленности СССР Юрий Мироненко вспоминал:

Чем больше он расхваливал недругов Т-80, сидящих напротив меня, тем более менялся цвет лиц у Куликова и Ахромеева. После заздравной увертюры министр стал задавать вопросы по технике, глядя в упор на начальника Генштаба и его заместителя. Генштаб побледнел и поплыл. Пришлось выручать военных — я робко поднял руку, как школьник, который знает ответ на вопрос

Мироненко отмечал: «Вечером, когда я вернулся в министерство, мне позвонил один из генералов — Спиридон Федорович Колосов и от имени всех поблагодарил за вовремя оказанную помощь, извинившись, что при помощнике Устинова они это сделать не смогли».

В дальнейшем особых разногласий между Устиновым и Генштабом не наблюдалось, и 6 июля 1976 года 42-тонный Т-80 был принят на вооружение Советской армии, после чего на Кировском заводе началось производство газотурбинных танков.

Конструкция и вооружение

«Восьмидесятка» вооружена 125-миллиметровой пушкой с дальностью поражения целей до десяти километров (основной боеприпас — осколочно-фугасный снаряд, есть и кумулятивные снаряды) и спаренным с ней 7,62-миллиметровым пулеметом ПКТ, а также 12,7-миллиметровым зенитным пулеметом «Утес». На отдельных модификациях имеются комплексы управляемого ракетного вооружения 9К112-1 «Кобра» и 9К119 «Рефлекс».

Танк Т-80: производство и боевое применение. В чем его превосходство над дизельными танками5

Танк получил комплекс 902Б из восьми пусковых установок для дымовых гранат, с дальностью пуска до 300 метров. Механизм заряжания на Т-80 аналогичен с Т-64, коробка передач тоже похожа, но вместо семи передач — четыре. Экипаж следит за полем боя с помощью нескольких смотровых приборов: ТПНО-160, ТНПА-65, ТКН-3В (в том числе и ночной), ТВНЕ-4Б.

Камера сгорания находится в ГТД танка. Газотурбинный двигатель выполнен в блоке со встроенным понижающим коническо-цилиндрическим редуктором. В состав моноблока, кроме двигателя, входят воздухоочиститель, топливные фильтры, вентиляторы системы охлаждения и пылеудаления, генератор, стартер, масляные баки и радиаторы мотора и трансмиссии, а также масляный насос трансмиссии. Снаружи танка размещены наружные топливные баки, включенные в общую топливную систему.

В отличие от дизельных танков, запуск которых в холодное время составляет 20-40 минут, на Т-80 мотор в любую погоду заводится в течение не более минуты. ГТД может работать на различном виде топлива: на авиационном керосине, солярке или низкооктановом бензине.

Танк оснащен встроенным бульдозерным оборудованием для самоокапывания, также может устанавливаться колейный ножевой противоминный трал КМТ-6.

Коробка передач полуавтоматическая. У механика-водителя правая педаль — газ, по центру — тормоз, а слева располагается педаль РСА (регулируемый сопловой аппарат). РСА состоит из поворотных лопаток в проточной части двигателя перед рабочим колесом свободной турбины. За счет поворота этих лопаток можно регулировать частоту вращения свободной турбины, которая через редуктор соединена с трансмиссией, и заставить танк тормозить двигателем во время движения.

Тактико-технические характеристики

Экипаж танка Т-80У состоит из командира, механика-водителя и наводчика, масса танка — 46 тонн, мощность двигателя — 1250 лошадиных сил, длина вместе с пушкой — 9530 миллиметров, ширина — 3460 миллиметров, высота — 2202 миллиметра, максимальная скорость по шоссе — 70 километров в час, по грунтовой дороге — 45 километров в час, глубина преодоления водной преграды с соответствующим оборудованием — пять метров.

Модификации

В 1978-м появился танк Т-80Б, на котором было установлено модернизированное орудие, усовершенствованная система управления огнем (СУО), введен комплекс управляемого вооружения, улучшены характеристики бронезащиты и ГТД (мощность мотора возросла до 1100 лошадиных сил).

В 1985-м появились сразу две модификации — Т-80БВ с навесной динамической защитой и с улучшенной обзорностью и 46-тонный Т-80У, с модернизированной пушкой, новой СУО с наведением ракеты по лазерному лучу, мощность двигателя возросла до 1250 лошадиных сил.

Танк Т-80: производство и боевое применение. В чем его превосходство над дизельными танками6

В 1987-м на Харьковском заводе транспортного машиностроения имени В. А. Малышева был выпушен дизельный вариант «восьмидесятки» — Т-80УД с двигателем 2А46М-1 мощностью в 1000 лошадиных сил.

На Омском заводе транспортного машиностроения выпускалась командирская модификация — Т-80УК, а с 2019-го производится танк Т-80БВМ, оснащенный новым прицелом «Сосна-У» и динамической защитой «Реликт».

На базе Т-80 выпускается командно-штабная и разведывательная машина специального назначения «Ладога», самоходная артиллерийская установка 2С19 «Мста-С», бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У, траншейный экскаватор БТМ-4М, пожарный автомобиль СПМ, переправочно-десантный самоходный паром ПДП.

Помимо России, модификации Т-80 состоят на вооружении ряда стран, среди которых Азербайджан, Ангола, Белоруссия, Египет, Казахстан, Кипр, Пакистан, Украина, Узбекистан, Южная Корея.

Боевое применение

Впервые боевое применение произошло 4 октября 1993 года в Москве, когда шесть Т-80УД 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии открыли огонь по зданию мятежного Белого дома — Верховного Совета РФ, выпустив 12 снарядов.

Танк Т-80: производство и боевое применение. В чем его превосходство над дизельными танками7

Т-80 активно использовались в Первую чеченскую войну, в том числе при штурме Грозного зимой 1995 года.

Полковник Игорь Вечканов командовал в те дни танковой ротой и писал о боях за Грозный в своих мемуарах «Новогодняя карусель»:

При выходе на проспект Орджоникидзе уничтожили в частном секторе три огневые точки гранатометчиков СПГ-9, расстреливавших технику 81-го гвардейского мотострелкового полка, подходившую к площади Орджоникидзе. Выход на высокой скорости в тыл был для них последней неожиданностью на этой непонятной войне. Сказались преимущества Т-80, шум работы двигателя в условиях боя спереди не слышен. Исход скоротечного боя был в нашу пользу

«Восьмидесятки» были задействованы на поле боя в гражданской войне в Йемене, также они принимают участие в боевых действиях на Украине, где с украинской стороны действуют дизельные Т-80, тогда как с российской — преимущественно газотурбинные танки.

При этом экипажи продолжают модернизировать танки в полевых условиях, устанавливая сетки-козырьки от дронов и фальшборты против кумулятивных снарядов.

Источник: news.rambler.ru

Похожие записи

В Британии заявили о нехватке людей в ВСУ

Мэр Донецка Кулемзин: дрон ВСУ атаковал маршрутный автобус в Кировском районе

По всей территории Украины ночью звучала воздушная тревога

В Самарской области военнослужащие Центрального военного округа провели тренировку с FPV-дронами

Украинский самолет сбили под Херсоном. Киев признал, что пилот тактической авиации применял иностранные вооружения

Специалисты РЭБ Балтфлота отработали защиту военных объектов от беспилотников

Ученый Сивков назвал взятие Авдеевки демонстрацией военного искусства ВС России

Мощный взрыв зафиксирован в Харькове

Минобороны: 158 украинских БПЛА уничтожено за ночь над 15 регионами России

В Кузбассе около 90 тыс. человек посетили выставку трофейной техники НАТО

Балицкий рассказал о продвижении российских войск в Запорожье

Белгород обстреляли из чешских РСЗО

Ваш комментарий

+ 56 = 61

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Подробнее