Общество

Суть вещи. Смотрим юбилейную выставку в Московском музее современного искусства

В Московском музее современного искусства, в здании на Петровке, проходит выставка «Вещи и видения». Это юбилейный проект, посвященный 25-летию музея. С 2009 года у него нет постоянной экспозиции, коллекцию демонстрируют в формате сменных тематических аранжировок. О том, как смотреть «Вещи и видения», mos.ru рассказал один из кураторов выставки Андрей Егоров.

Суть вещи. Смотрим юбилейную выставку в Московском музее современного искусства
© Mos.ru

«Коллекция музея обширна — более 10 тысяч предметов в разных жанрах и техниках, принадлежащих разным направлениям, с начала ХХ века, времени зарождения авангардистских практик, до сегодняшнего дня. Существенно, что в собрании мы представляем не только авангардную линию, но и реалистическую, неоакадемическую, наивное искусство, художников, которых сложно однозначно классифицировать. Это большая панорама, калейдоскоп российской художественной культуры. И нам кажется, что такой способ показа органичен. 12-я выставка к 25-летию музея стала определенным промежуточным итогом — четверть века, период, соизмеримый с большой историей», — говорит Андрей Егоров.

Создавая «Вещи и видения», кураторы Андрей Егоров и Анна Арутюнян задумались: а что в насыщенной событиями жизни музея и его коллекции можно считать константой? Конечно, это музейный предмет, вещь в широком смысле слова: материальном, художественном, поэтическом, отчасти мистическом. Из этого размышления родилась концепция юбилейной выставки.

Как устроены «Вещи и видения»

Выставка состоит из 14 разделов, каждый назван ключевым словом, обозначающим место вещи в символическом пространстве. Отказаться от привычных историко-художественных категорий решили отчасти потому, что коллекция программно эклектична, а отчасти — чтобы продемонстрировать, как предмет, оказавшись в музее и представляя собой фрагмент большого замысла, неизбежно теряет часть связей и изначального контекста. Это касается и академического, и современного искусства.

«Часто кураторы, пользуясь классическим подходом, восполняют и достраивают контекст, но мы сознательно решили этого не делать. Нам было важно посмотреть на вещь отстраненно, именно как на вещь — увидеть предмет и самодостаточным, и немного странным», — поясняет Андрей Егоров.

Важными персоналиями для «Вещей и видений» стали Казимир Малевич и Велимир Хлебников. Во всех работах, представленных на выставке, не просто прослеживается их влияние — создатели говорят об эхе или даже вполне ощутимом присутствии этих выдающихся деятелей авангарда. Малевич и Хлебников опередили свое время — были визионерами и пророками в широком смысле слова, из начала прошлого столетия сформулировали многое, что можно наблюдать в искусстве XXI века.

В каждом зале есть тексты — своего рода манифесты, созвучные футуристической поэтике, размышления о том, что такое музей в сегодняшней эстетической и технологической реальности и что такое вещи в нем. Кроме того, кураторы подобрали строки Хлебникова, провидчески отражающие разнообразные темы залов.

Космос как идея

Выставка открывается уже на парадной лестнице — посетители видят инсталляцию Андрея Бартенева «Инопланетяне». Изначально это светящиеся костюмы для перформанса 1990-х годов, но здесь их представили монументально. Размещенные будто на фасаде здания, они акцентируют внимание на образе иного, встрече с ним. Это важно для общей концепции: музейный объект — это всегда соприкосновение и диалог с другим. Космическая эмбиент-музыка написана специально для выставки приглашенной петербургско-московской группой Won James Won (Данила Смирнов и Тихон Кубов).

Продолжает тему зал, который так и называется — «Космос». Слово, в переводе с греческого означающее «порядок», — своеобразная метафора визионерского мышления художника, новых горизонтов и нового опыта.

«Художник сейчас теряет особый статус, который всегда у него был, — мечтателя, аутсайдера, зачастую не вписывающегося в привычные социальные иерархии. От него ждут стандартной успешной карьеры, того, что он будет генерировать контент для “индустрии”. Но это иллюзия: художник всегда так или иначе остается визионером. Мы хотели указать на эту миссию подлинного художника-творца, который все равно размышляет о будущем, чувствует и формирует его, обустраивает реальность. Это очень ответственная задача», — отмечает Андрей Егоров.

В этом зале куратор рекомендует обратить внимание на парную скульптуру «Без слов» Айдан Салаховой, мастерски и очень естественно сочетающей академический подход и современное видение, эксперименты с формой и смыслами. Скульптуры выполнены из белого, серого и черного каррарского мрамора, который добывают в Италии. Этот же материал использовали мастера Возрождения, например Микеланджело. Загадочный знак на раскрытой книге предлагает, разумеется, задуматься о «Черном квадрате», но вызывает и множество других ассоциаций. Символическая традиция глубже — это может быть и мистический образ бездны и непознаваемого, приобщения к тайне и мудрости, погружения в книгу. И в этом смысле вещь в музее — не просто материя, она всегда указывает на что-то лежащее за пределами пространственно-временного восприятия.

А работа одного из девяти приглашенных художников Ростана Тавасиева демонстрирует результаты воображаемого эксперимента: уже много лет Тавасиев размышляет о масштабных художественных проектах в космическом пространстве (пока с технической точки зрения неосуществимых, но вполне возможных в обозримом или далеком будущем). Художник подходит к вопросу фундаментально: в зале можно изучить эскизы, посмотреть видео и полистать книгу, созданную в соавторстве с учеными и объясняющую космические феномены.

Хранение и реставрация

Большой зал «Хранение» уподобили фондохранилищу Московского музея современного искусства и представили нестандартные работы — с точки зрения, например, размера или материалов. На огромном, четырехметровом, свитке Андрея Дюди Сарабьянова изображен инок (художника вдохновило путешествие на Афон), а на оборотной стороне — море и скалы, отсылающие к пейзажному жанру китайского искусства шань-шуй.

Здесь же можно увидеть две почти идентичные картины архитектора и живописца Владимира Сомова, словно запечатлевшие разряды беспредметной энергии. Это версии до и после реставрации. К одной из стен прислонена частично упакованная картина автора другого поколения, Георгия Острецова, показанная инсталляционно, как вещь, чтобы у зрителя сложилось понимание принципов хранения. Галерею скульптурных бюстов в центре зала расположили по хронологии — по ней можно проследить развитие и пластические метаморфозы этой формы искусства в XX и XXI веках.

«Представлены произведения Юрия Анненкова и Бориса Королева — разные стилистические эксперименты, работа Вадима Сидура — портрет его друга, известного физика Виталия Гинзбурга. Рядом снова инок, которого изобразил Максим Архангельский. Любопытно, что хронологически они оказались рядом: Гинзбург был публичным атеистом, а Архангельский, наоборот, человек религиозный, в позднесоветский период возрождался интерес к христианской метафизике. Завершается галерея бюстом работы Александра Рукавишникова — это бравурный портрет Владимира Татлина, еще одного легендарного авангардиста», — рассказывает Андрей Егоров.

Кроме того, специально для выставки «Вещи и видения» сняли небольшой фильм — интервью с музейными хранителями, где они рассказывают о разных предметах, делая акцент на нестандартных материалах, форматах и других особенностях фондовой работы.

Зал, посвященный реставрации, тоже позволяет вернуться к вещи как к материальному объекту. На столе картина одного из самых заметных отечественных наивных художников Павла Леонова в процессе реставрации, с техническими наклейками в местах утрат красочного слоя и деформации холста. У зрителя есть возможность увидеть, как картина выглядит не в парадном экспозиционном ключе, а в процессе восстановления — как вещь, требующая внимания и заботы специалистов. Реставрационная мастерская музея находится здесь же, в соседнем корпусе на Петровке, и в зале можно посмотреть второй специально созданный для выставки документальный фильм — о ее работе.

Совместный видеопроект художницы Марии Арендт и кардиохирурга Михаила Алшибая тоже позволяет увидеть реставрацию как процесс лечения. Алшибая делает метафорическую операцию на сердце, буквально сшивая полотно ткани (Арендт работает в технике «графика нитью на холсте»). А Евгения Буравлева вкладывает терапевтический, восстановительный смысл в живопись: в зале можно увидеть масштабную картину с изображением ее родных мест, севера Кировской области на границе с тайгой. С одной стороны, дорога — квинтэссенция русского пейзажа, но пейзаж этот здесь современный — заметны следы автомобильных шин. Отношение художницы к малой родине и к диалогу человека с пейзажем очень трепетное — это одновременно поиск душевного равновесия в быстром мире информации и тревожности.

Природа и город

Зал «Сад» предлагает переместиться в поэтическое, в некотором смысле райское пространство, созерцательное, свободное от повседневного шума. Сразу привлекает внимание инсталляция «Утренний хор» Кати Исаевой. Она создана из птичьих клеток, а на фоне звучит пение птиц исчезнувших видов. Художница демонстрирует интересный взгляд на время: голоса записаны давно, а слышны сейчас, и вполне осязаемые клетки в инсталляционной композиции раскрываются как вещи, указывающие на нечто иное, утраченное. Образ птицы важен во всех видах искусства — часто это олицетворение человека, его души. Особое значение он имел и для Велимира Хлебникова: некоторое время поэт занимался орнитологией, ездил в экспедиции на Урал и даже описал неизвестный вид. Хотя дальше он обратился к математике и филологии, интерес к птицам всегда оставался одним из важнейших в его жизни.

На противоположной стене — серия работ Марии Раубе-Горчилиной из совсем другого времени, конца 1920-х. Цветочные этюды показаны как своего рода гербарий: акцентируя внимание на листах нерегулярной формы, кураторы хотели подчеркнуть, что рисунки тоже вещи. Так музей хранит фрагменты авторского мира, а у зрителя есть возможность его додумать и воссоздать. Рядом — «Старая радуга» приглашенного нижегородского художника Владимира Чернышева, эфемерный образ на дощатой стене сарая. С 2013 по 2022 год она находилась на открытом воздухе, в глубоких приволжских лесах, а процесс трансформаций художник документировал на фотографиях. Радуга «запомнила» влияние смены сезонов, перепадов температур и влажности — запечатлелась как след, символизирующий преображение материи в совместном творчестве человека и природы.

Живописный триптих «Окно-93» Егора Кошелева, преподавателя Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова, в зале «Город» представляет собой его воспоминания о событиях осени 1993 года в Москве, но переданные из настоящего момента. Художник размышляет, можно ли вообще правдиво передать в картине то или иное событие из прошлого, актуальна ли сейчас историческая живопись как жанр и насколько это убедительный язык для разговора о времени. В настоящие оконные рамы он вставил узнаваемые виды Москвы 1993-го, отсылающие одновременно к памяти о Великой Отечественной войне, Октябрьской революции и баррикадах 1905 года на Пресне. Специально для выставки Егор Кошелев записал комментарий к этой работе, его можно прослушать рядом в наушниках.

Тим Парщиков занимается в первую очередь фотографией, но представленная на выставке инсталляция состоит из планов эвакуации, которые он коллекционирует. Подобные планы бывают очень причудливы, иногда непонятны, зачастую смотрящему сложно сориентироваться, и он как бы оказывается в компьютерной игре-аркаде. Развеска и пропорции напечатанных на холстах планов (всего их 21) буквально воспроизводят расположение супрематических полотен Малевича на последней футуристической выставке картин «0,10» 1915 года. Пластика и образность супрематизма продолжает существовать — у Парщикова она напоминает схемы космических кораблей.

Пространство сакрального

В зале «Ковчег» (его окно выходит на Высоко-Петровский монастырь) Андрей Егоров советует обратить внимание на графическую серию Зенона Комиссаренко начала 1970-х. Этот не очень известный широкому кругу зрителей художник интересен в том числе и с исследовательской точки зрения — его творчество меняет взгляд на историю позднесоветского искусства. Комиссаренко успел поучиться у Казимира Малевича, Павла Филонова и Марии Раубе-Горчилиной, работал в кино и мультипликации. Его фигура связывает эпохи (особенно если вспомнить о разнообразии и калейдоскопичности музейной коллекции), сохраняет визионерский импульс на протяжении всего ХХ века. Абстрактную серию акварелей, представленную на выставке, он создал уже в зрелом возрасте, и она вызывает довольно неожиданные для 1970-х ассоциации — со стихией и алхимией, отсылая к Ренессансу, с небесами и пламенем.

Рядом — многолетний проект художника из Екатеринбурга Федора Телкова, посвященный старообрядческим общинам на Урале и в Сибири. Проект не только фотографический, но и этнографический: Телков неоднократно бывал у старообрядцев, глубоко погружался в их быт. Художник стремился показать, что традиция жива, — а стилистика, в которой выдержаны монохромные снимки, отсылает к документальным фотосериям, сделанным в начале прошлого столетия, и подчеркивает преемственность и устойчивость этой традиции.

Скульптура Андрея Григорьева «Борьба Иакова с Ангелом» 1997 года в зале «Предел» напоминает о важном для мирового искусства сюжете из Книги Бытия — он часто служит метафорой творческого процесса, самоопределения художника и его отношений с Творцом. Возникает и ассоциация со знаменитой фреской Эжена Делакруа в парижской церкви Сен-Сюльпис — но ее нельзя рассматривать вне контекста, а скульптура позволяет абстрагироваться и попробовать разглядеть суть вещи.

Эпилог. Музей

Финал выставки, задуманный как музей в музее, демонстрирует весь ХХ век, как бы замкнутый в капсуле времени, но сконцентрированный на визионерском опыте. Открывают эту историческую галерею работы Казимира Малевича и Велимира Хлебникова. Поздний автопортрет Малевича, датированный 1933 годом, исполнен в неожиданно реалистической, даже барочной манере. Корпусный, открытый мазок — аллюзия к Веласкесу, герой смотрит непосредственно на зрителя, как у старых мастеров. В конце жизни Малевич много размышлял об истории искусства и своей в ней роли — и очень трепетно относился к выстраиванию собственной творческой биографии.

Напротив — фрагменты масштабного проекта Хлебникова «Доски судьбы». Он фиксировал математические расчеты и визуальные схемы, посвященные времени и истории, выявлял одному ему видимые закономерности, связывающие самые разные древние и современные события и в каком-то смысле предсказывающие большие исторические процессы.

Здесь представлены также произведения ученика Малевича Эдуарда Криммера, Натальи Гончаровой, Давида Бурлюка, Александры Экстер, известного театрального художника Владимира Дмитриева, ученика Кузьмы Петрова-Водкина, а также Соломона Никритина, сыгравшего немалую роль в деятельности Музея живописной культуры в Москве — первого в ХХ веке музея современного искусства страны. В разных городах страны появлялись его филиалы, помимо экспозиции, существовал «аналитический кабинет» по изучению цвета и формы, им как раз заведовал Никритин. Кроме того, можно увидеть интересную позднюю работу Александра Родченко «Гимнасты», а также яркие и неожиданные произведения середины и конца столетия — в том числе посвященный Прусту объект-ребус Андрея Вознесенского.

Выставка «Вещи и видения» открыта до 23 марта 2025 года.

Узнать больше о культуре Москвы и купить билеты без комиссии в театры, музеи и на концерты можно на портале kultura.mos.ru.

Источник: news.rambler.ru

Похожие записи

Актер Дмитрий Дюжев заявил, что Канада и Латвия наложили на него санкции

В поддержку людей с нарушениями слуха в парке Кирова в Ижевске организуют семейный велопробег

В Новосибирск за два года поступило почти 260 современных троллейбусов

В Рязани установили систему навигации из 147 элементов

Часть улицы Бурнаковской перекроют в Нижнем Новгороде с 20 сентября

Евгений Первышов вручил Татьяне Загузовой Благодарственное письмо от главы ЛНР

Полицейские рассказали юным астраханцам об их правах и обязанностях

В Новосибирске отопление подключили к 700 социальным объектам

Россиянам предрекли неустойчивую весну

Шахматист Сергей Карякин стал сенатором от Крыма

Волгоградцам вернули 50 млн рублей после перерасчета платы за ЖКУ

Медсестра из Удмуртии стала донором костного мозга для петербурженки

Ваш комментарий

45 − 41 =

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Подробнее