В калининградском музее советского периода «Дом китобоя» открылась выставка ретрофотографий «Свидетели Атлантиды: группа ТРИВА». Пятьдесят лет назад три молодых фотографа из Новокузнецка фиксировали повседневную жизнь обычных, рядовых горожан, и сегодня их фоторепортажи выглядят не только как уникальная документальная хроника ушедшей эпохи, но и как актуальное искусство, философски осмысляющее действительность.
В экспозиции — более полусотни выразительных черно-белых кадров 70-80-х годов. Казалось бы, где Кузбасс, а где самый западный город России, почему выставка проходит в Калининграде и чем она может быть интересна калининградцам?
— Советская Атлантида была довольно гомогенна, весь быт страны был практически однообразен везде, от Сахалина и Камчатки до Калининграда. Так что все те реалии и сюжеты, которые эти ребята снимали в Новокузнецке и вокруг, можно представить и здесь. Потому публика и реагирует так живо, проявляет такой интерес, что все это очень узнаваемо, — считает куратор выставки, поэт и переводчик Сергей Самойленко.
Сам он не так давно переехал в Калининград из Сибири и знаком с последним ныне живущим участником группы ТРИВА — Александром Трофимовым.
— Для пятидесятилетних и старше – это воспоминания детства, юности, для молодежи — скорее какой-то антропологический интерес. Работы ТРИВА важны не только в историческом смысле, но и в художественном – это настоящее искусство, это большие фотографы, которые в каждом снимке организуют все – и композицию, и смысл, и эмоциональное напряжение кадра. Многие фото превращаются в притчи, символы, театр абсурда, перерастают свои формальные смысловые границы.
Про «стрит-фото» советские фотографы, наверное, и слыхом тогда не слыхивали, но это именно оно, выхваченные в потоке картинки — покупатели у газетного киоска, временный городской рынок на дощатых ящиках, уличные игры мальчишек, автовокзал с встречающими, провожающими и отъезжающими… Женщина с эмалированным бидончиком идет за разливным молоком, а может, квасом. А другая — несет плакат с надписью «Счастье», подпись к фото: «Женщина, спешащая на первомайскую демонстрацию. Новокузнецк, 1983 год».
«Молодой отец с приятелем у роддома №1» — все тут сразу ясно: два парня, явно накануне отмечавшие рождение наследника или наследницы, торжественно несут две коробки с тортом и блок «Родопи» — благодарность врачам, сестрам и нянечкам.
«Ремонт автомобиля на проезжей части улицы Курако» – знакомая каждому автовладельцу тех лет картина: у горбатого «Запорожца» со снятым колесом сидит человек на подстеленной тряпке и сосредоточенно изучает детали. Сразу вспомнишь, как на весь город было два автосервиса и всякий, кому повезло иметь машину, должен был либо подолгу ждать и кланяться мастерам, либо освоить ремонт и техобслуживание самому, а различные справочники автомобилиста изучались до дыр.
Кстати о книгах. Вот на снимке очередь на сдачу макулатуры – помним ведь, что главным было получить в пунктах вторсырья за старые газеты и журналы не деньги, какие-то копейки за килограмм, а талоны на книги – один из главных дефицитов в самой читающей стране. Если повезет, можно было таким образом добыть Дюма, Дрюона, Эдгара Берроуза, «Анжелику» или зарубежные детективы типа Чейза…
«Вечерние танцы на турбазе»: на подоконнике открытого окна стоит бобинный магнитофон, наверняка звучит Магомаев или Пьеха, а может, Хиль, и под окошком в свете низкого предзакатного солнца на траве отплясывает компания.
«Покупка зимнего пальто. Универмаг» — это целое большое событие в жизни, пальто выбросили в магазине летом, счастливица выбрала одно, с меховым воротником, а подруги и продавщица кружком стоят в легких платьях, смотрят, не морщит ли на спине, хорошо ли село в плечах, ведь вещь дорогая, покупается на много лет…
«Соревнования горпромторга по производственной гимнастике» – женщины в белых халатах полуприсели в развороте, и прямо слышишь из радиоточки бодрый голос: «Ноги на ширине плеч, руки вытянуты перед собой…» — это звучало на всех предприятиях страны.
Живут люди, гуляют масленицу, идут в театр, купаются в реке Томи – она еще полноводна, глубока, с чистым песком на пляжах, занимаются спортом – «Схватка. Первенство по регби среди юношей. Стадион «Шахтер»: игроки в грязи с ног до головы, явно себя не щадили в борьбе за мяч. «Свадьба в селе Елыкаево»: похоже, это общежитие, на столе – праздничные блюда, посуду разномастную, наверное, собирали по соседям. Жених в явно непривычном аксессуаре — галстуке, невеста в лучшем платье уже немного замучена, наверняка сама ведь и готовила, и стол накрывала, а еще убирать за гостями.
«Колонна ветеранов труда в День города на улице металлургов», Новокузнецк, 1983 год. Еще их славят и чествуют, еще не приватизированы их огромные заводы, идут с медалями, цветами мимо стоящих на тротуаре горожан. Вообще на снимках много людей труда, пролетариев, которых возглашали главными в советской стране – и все это не парадные портреты, просто будни в производственном интерьере, без позирования: «Люковой в маске. Коксовая батарея КМК», «Сталевар с подручным в пультовой. Мартеновский цех КМК», «Укладчица асфальта на улице Металлургов».
«40-3СМК. Обеденный перерыв» — каски сняты, гудящие ноги вытянуты, под солнцем на травке у заводского забора блаженствуют трудяги. А вот другой обеденный перерыв — в механических мастерских Запсибгеологии: рабочие с киями за бильярдом. Как поясняет Сергей Самойленко, в те времена на каждом предприятии Кузбасса были бильярдные столы, чтобы трудящиеся в перерыве могли размяться.
«Джоконда на профессиональном конкурсе буровиков»: жюри при галстуках за столом, женщина показывает сидящим в зале участникам знаменитый портрет – видно, викторина какая-то, заботились об интеллектуальном развитии рабочего класса.
И действительно красота в глазах смотрящего – все герои сняты авторами с теплом и симпатией, будь то забавный мальчишка в ситцевой рубашке, показывающий дырку на месте удаленного зуба, или старушка, которой дали лупу, чтобы поставить подпись в бюллетене, а она через эту лупу с любопытством озирает окружающий мир. Мир, уже ушедший, но сохраненный для нас щелчком фотоаппарата.
Справка
ТРИВА — первая в СССР официально зарегистрированная творческая группа фотографов, существовавшая в Новокузнецке, при Кузнецком металлургическом комбинате, в конце 70-х – начале 80-х годов. В названии зашифровано количество участников — три — и их имена: два Владимира, Воробьев и Соколаев, и Александр Трофимов. Группу запретило за «очернительство» партийное руководство города после попытки ТРИВА самостоятельно послать свои работы на «капиталистический» международный фотоконкурс «World Press Photo». Негативы сохранились в архивах, и их авторов специалисты сейчас ставят в ряд самых недооцененных отечественных фотографов.
Первые выставки ТРИВА прошли в 2013-2014 годах в Новосибирске, Томске, Красноярске, Санкт-Петербурге. В 2014 году ТРИВА стала лауреатом премии «Инновация» Государственного центра современного искусства. Работы авторов находятся в коллекциях различных отечественных галерей и музеев. Калининградская выставка «Свидетели Атлантиды: группа ТРИВА» подготовлена совместно с Новосибирским отделением Союза фотохудожников России и центром культуры ЦК-19 (Новосибирск).