Девятое поколение консолей вступает в середину своего жизненного цикла, и теперь индустрия активно обсуждает, каким будет будущее рынка. Пока что все указывает на возвращение портативных консолей: и Microsoft, и Sony намерены войти в эту нишу. Портал gamesindustry.biz рассказал, какие факторы приходится учитывать корпорациям.
Потенциальные возможности
Потребительская статистика
В 2017 году, когда состоялся релиз Switch, Nintendo заявила, что большинство пользователей предпочитают пользоваться устройством как портативной консолью, без подключения док-станции. И их количество наверняка лишь возросло за прошедшие годы. А это значит, что, в теории, на рынке портативных консолей существует большой спрос. Хорошая новость для Фила Спенсера, чьей мантрой не так давно стала фраза «гейминг везде и на любом устройстве». Нюанс лишь в том, что статистика Nintendo затрагивает Switch: платформу, рассчитанную на фанатов Nintendo, покупающих преимущественно first-party игры издателя.
Облачный гейминг — готовое решение проблем
Microsoft запустила Xbox Cloud в составе подписки Game Pass, и теперь внедрила возможность облачной игры в 50 релизов. Sony, некогда лидировавшая в этом направлении благодаря покупке Gaikai, активно догоняет конкурента — для портативки PlayStation Portal тоже анонсирован облачный стриминг, который отвяжет устройство от PS5. По сути, мы уже на шаг ближе к портативной платформе, поддерживающей тайтлы PS5: облачная инфраструктура решает проблемы физических носителей и форм-фактора, некогда досаждавшие прошлым поколениям портативных консолей.
Синергия с мобильным геймингом
Ничто не сделает Microsoft счастливее, чем новый способ использовать инвестицию в консольный бизнес Activision Microsoft и ее недавно приобретенное мобильное подразделение — King. Если консольные или мобильные игры можно монетизировать синергетическим образом, то портативная консоль будет идеальным вариантом для извлечения прибыли. Microsoft сможет, например, использовать портативку как своего рода промежуточный шаг между мобильными платформами и домашними консолями. Нюанс довольно важный, потому что недавнее исследование рынка показало, что мобильный гейминг обошел Switch в качестве точки вхождения в хобби для новых (зачастую юных) игроков.
Прирост прибыли игр-сервисов и подписок
Sony вложила много ресурсов в развитие своих игр-сервисов, а Microsoft полностью сосредоточилась на Game Pass. Оба предприятия могут получить определенную пользу от портативной консоли. Так, игры-сервисы социальны по своей природе, поэтому возможность взять консоль на посиделки с друзьями может быть привлекательной. Sony знает об этом — если верить слухам, 95% внутренних студий издателя планируют выпустить собственную игру-сервис. А что касается Microsoft, Фил Спенсер заявлял, что хочет превратить Game Pass в видеоигровой аналог Netflix — превосходный сервис для системы, не привязанной к гостиной.
Обширная библиотека уже выпущенных игр
По мнению профильного аналитика Майкла Пахтера, история показывает, что портативные консоли без возможности подключения док-станции — рискованная затея. Sony особенно не повезло в этом плане: провалы PSP и PS Vita — примеры того, как хорошая технология не смогла найти широкую популярность. И нет никаких гарантий, что история не повторится вновь.
Однако эта линия рассуждений не учитывает, что у Sony (и Microsoft) уже есть обширная библиотека популярных тайтлов. Единственный недостаток в том, что она будет существовать в цифровом виде. Steam Deck наглядно показала, что доступ к большому списку игр способен моментально сгенерировать впечатляющие продажи, да и PS Portal показала неплохие результаты. Иными словами, существование PS Plus и Game Pass — уже весомый повод еще раз попытаться выйти на портативный рынок.
Потенциальные сложности
Графика и цена
Портативным консолям неизбежно придется идти на компромиссы в графическом плане — иначе многие современные игры просто не запустятся на менее мощной платформе в играбельном состоянии. Для пользователя Steam Deck, купившего устройство в дополнение к игровому ПК, это может быть не так печально. Но если консоль от Sony или Microsoft будет стоить дороже $500, то многие потребители будут ожидать платформу, как минимум не уступающую аналогам. При покупке портативной консоли, жертвующей графикой ради возможности запускать игры, геймеры неизбежно будут думать о соотношении цены и того, что они в итоге получают.
Фрагментация рынка между портативками и домашними консолями
Xbox Series S нередко критикуют за то, что она значительно слабее старшей модели — Xbox Series X. В результате Microsoft пришлось «дефрагментировать» экосистему Xbox Series и работать на две аудитории одновременно, чтобы владельцы обеих платформ были довольны. К тому же, это решение влияет и на сторонних издателей, которым тоже приходится учитывать разницу производительности консолей.
Если, к примеру, новая портативка Sony распродастся достаточно хорошо, то издателям придется уделять больше ресурсов на поддержку игр, разработанных для платформы. А это приведет к сокращению сил, выделяемых на создание фотореалистичной графики для PS5 Pro. Учитывая, что вся суть PS5 Pro в повышенной мощности и отличной графике, создание портативной консоли может замедлить развитие технологий. Sony тоже придется идти на компромиссы и принимать сложные решения: игровые компании идут туда, где есть деньги. Если деньги покажут, что портативка выгоднее, то игры будут делаться для нее.
Акцент на цифровые продажи игр
Продажа цифровых копий игр способна принести издателям больше прибыли, одновременно снизив стоимость товаров. Sony и Microsoft вполне могут отказаться от физических носителей в пользу цифровых, что заставит покупателей приобретать игры исключительно на официальных площадках. Однако это сулит плохие новости для ретейлеров и рынка физических копий, который по-прежнему играет важную роль на рынке. По статистике, в 2023 году 30% продаж всех игр на PlayStation и Xbox в Великобритании пришлась именно на физический формат. А на новогодних праздниках эта цифра превысила 40%, т.к. люди покупали друг другу подарки.