Наука и техника

SpaceX Starship против Boeing Starliner: что нужно знать о ракетах будущего

Июнь 2024 года был насыщенным месяцем для аэрокосмической индустрии. Boeing отправила двух астронавтов на МКС при помощи своей капсулы Starliner, а SpaceX смогла вернуть обе ступени своей супертяжелой ракеты Starship. Портал Big Think рассказал о характеристиках обеих аппаратов и том, что их может ждать в будущем.

SpaceX Starship против Boeing Starliner: что нужно знать о ракетах будущего
© Рамблер

Starship

  • Конфигурация: первая ступень Super Heavy (SpaceX) / вторая ступень Starship (SpaceX)
  • Высота: 121 метр
  • Максимальный экипаж: 100 человек
  • Максимальная нагрузка до низкой орбиты: 100-150 тонн
  • Цена полета на низкую орбиту: $100 за килограмм
  • Повторное использование: обе ступени
  • Текущая цена: $5 млрд

Starship — самая большая и мощная ракета в истории. SpaceX рассчитывает использовать ее для доставки огромных грузов на низкую орбиту Земли, Луну, Марс и другие точки. Модификацию Starship также будет использована NASA для лунной миссии.

Пять важных дат

  • 2005. CEO SpaceX Илон Маск поделился своим видением массивной ракетной системы, способной доставлять грузы массой до 100 тонн. На тот момент компания не подняла в небо ни единой ракеты.
  • 2012. SpaceX анонсировала планы по разработке ракеты, превосходящей возможности Falcon 9. Изначально проект назвали Mars Colonial Transporter, но затем он получил имя Starship.
  • 2020. SpaceX впервые испытала прототип Starship: он поднялся на 150 метров в воздух и почти прямо приземлился назад. В этих испытаниях не участвовала первая ступень Super Heavy — финальный компонент системы Starship.
  • 2022. NASA подписала со SpaceX контракт на $2.89 млрд по разработке варианта Starship для транспортировки астронавтов на Луну. Год спустя последовал второй контракт на $1.15 по созданию посадочного модуля.
  • 2023. Интегрированная система Starship из двух ступеней успешно стартовала со взлетной площадки, но спустя четыре минуты полета аномалия активировала систему самоуничтожения ракеты.

NASA предварительно наметила запуск миссии «Артемида-3» на сентябрь 2026 года, и к этому времени SpaceX должна исправить все недочеты Starship. Многие эксперты сомневаются, что ракета будет готова в срок, однако SpaceX намерена провести еще несколько тестовых запусков в 2024.

Так или иначе, готовая версия Starship стоит ожидания. Она способна серьезно снизить стоимость транспортировки людей и грузов в космос, что, в свою очередь, откроет новые горизонты.

Starliner

  • Конфигурация: капсула Starliner (Boeing) / первая ступень Atlas V N22 (ULA) / вторая ступень Dual Engine Centaur (ULA)
  • Высота: 52.4 метра
  • Максимальный экипаж: 7 человек
  • Максимальная нагрузка до низкой орбиты: 14.6 тонн
  • Цена полета на низкую орбиту: $90 млн за посадочное место
  • Повторное использование: только капсула
  • Текущая цена: $6 млрд

NASA заплатила Boeing $4.5 млрд за разработку Starliner — будущего челнока, который сможет перевозить астронавтов между Землей и МКС. На момент подписания контракта космическое агентство запускало своих людей на станцию с российских космодромов, и каждый такой рейс стоил $80 млн. Boeing также планирует предоставлять посадочные места на Starliner посетителям Oribtal Reef: коммерческой станции Blue Origin.

Пять важных дат

  • 2010. Boeing представила дизайн под кодовым названием CST-100 и заявила, что выиграла $18 млн от NASA для продолжения разработки проекта.
  • 2014. NASA и Boeing заключили контракт на строительство трех челноков CST-100. В то же время, SpaceX получила контракт на строительство капсулы Crew Dragon. Испытания CST-100 были запланированы на 2017.
  • 2019. Аномалия в ходе первого беспилотного полета капсулы Boeing, теперь носившей имя CST-100 Starliner, помешала аппарату пристыковаться к МКС.
  • 2022. Boeing провела второй беспилотный тестовый полет за свои деньги. На этот раз капсула успешно пристыковалась к МКС и вернулась на Землю через шесть дней после запуска.
  • 2023. Первый пилотируемый полет Starliner несколько раз откладывался, пока Boeing наконец не назвала окно времени — март 2024. Оно переехало на июнь-июль.

NASA смогла доставить астронавтов на МКС, но инженеры обнаружили пять утечек гелия в ходе полета. Из-за этого пришлось несколько раз отложить обратный рейс на Землю, чтобы дать Boeing время на диагностику. Теперь компании предстоит разобраться, в чем проблема: NASA запретила проводить пилотируемые миссии на Starliner, пока не выяснится причина неполадки.

В то же время, и NASA, и Boeing в целом довольны результатом Starliner, если исключить утечки гелия. Ни одна компания не планирует проводить повторный тест для сертификации.

Источник: news.rambler.ru

Похожие записи

Уральский завод разработал уникальные аппараты ИВЛ

Аналитика МТС Линк: летом россияне меньше созванивались по работе, но больше учились

Word, Excel и PowerPoint начали работать с перебоями. Microsoft не знает, в чем проблема

Конгресс молодых учёных состоится 27—29 ноября в «Сириусе»

Спрос на iPhone 16 оказался ниже, чем на прошлогоднюю модель

В Новосибирске предложили использовать голограмму для оборонной отрасли

Создатель Cybertruck покинул Tesla

Мэр Урая Закирзянов поддержал идею открыть в городе термальный курорт

У Xiaomi появились большие и дешевые 4K-телевизоры с QLED-матрицей

В мессенджере Дурова произошел массовый сбой

Caviar выпустила Samsung Galaxy Z Flip6 в стиле теннисного корта за $8770

В Роскомнадзоре сообщили о рекордно продолжительной DDoS-атаке на Россию

Ваш комментарий

− 4 = 2

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Подробнее