Замена носильщиков багажа на роботов на железнодорожных вокзалах преждевременна, сообщили в Российских железных дорогах (РЖД). При этом год назад такие планы были. В холдинге не исключают использование роботов в будущем, однако сейчас для внедрения новой технологии отсутствуют и технические возможности, и экономическая целесообразность.
В ноябре 2023 года в РЖД сообщили о планах заменить носильщиков на роботов на железнодорожных вокзалах. Предполагалось, что они будут самостоятельно следовать за человеком, ориентируясь с помощью датчиков и компьютерного зрения, и перемещать багаж весом до 30 кг. Управлять железными помощниками и оплачивать их услуги планировалось через мобильное приложение. В РЖД тогда считали, что услуги роботов будут стоить дешевле, чем носильщиков. Испытания были намечены на вокзалах Московской и Северо-Западной региональных дирекций железнодорожных вокзалов. Там предполагалось внедрить 50 таких роботов-помощников.
"После проработки поступивших предложений специалисты компании пришли к выводу, что внедрение подобных решений с учетом их уровня развития в настоящее время преждевременно. РЖД не исключают, что будут рассматривать их использование в будущем", — сообщили "РГ" в пресс-службе РЖД.
Стоимость услуг носильщиков варьируется в зависимости от региона и конкретного вокзала. В Москве и Санкт-Петербурге перемещение одного места багажа или ручной клади в пределах вокзала стоит около 440 рублей, в Омске — 300, в Новосибирске — 200 рублей. "Средняя стоимость услуги носильщика по России составляет примерно 300-400 рублей за одно место багажа. Цена регулируется внутренними нормативными документами РЖД", — пояснил советник гендиректора Южно-Кавказской железной дороги по стратегическому развитию Алексей Лерон.
Роботизированная услуга, по его мнению, теоретически может стоить дешевле, но на практике она будет зависеть от многих факторов. Разработка, тестирование и закупка роботов потребуют значительных затрат. Под них нужно будет создать отдельную инфраструктуру: зарядные станции, зоны ожидания роботов, IT-систему для управления. Потребуется и персонал, который будет следить за работоспособностью роботов и помогать пассажирам в случае сбоев. На старте роботизированная услуга, скорее всего, будет стоить не дешевле, а даже дороже, учитывая расходы на внедрение. Однако в перспективе, если технология будет массово распространена, расходы на обслуживание снизятся, а услуга станет востребованной, цена может стать ниже, чем у традиционных носильщиков, считает Лерон.
Он также указал на ряд технических и организационных факторов, препятствующих сейчас внедрению роботов-носильщиков на российских вокзалах. "Вокзалы — сложные пространства с высокой степенью хаотичности движения людей, и это создает серьезные вызовы для алгоритмов, отвечающих за идентификацию пользователя, следование за ним и обход препятствий. Современные технологии машинного зрения и сенсоров все еще подвержены ошибкам, особенно в условиях нестабильного освещения, множества движущихся объектов и необходимости мгновенного принятия решений", — отметил эксперт. Кроме того, необходимость взаимодействовать с роботом через мобильное приложение может стать барьером для многих людей, особенно пожилых. Не исключена также потеря связи между смартфоном и роботом из-за проблем с интернет-соединением, не проработаны и юридические вопросы в части ответственности за багаж в случае поломки или утери. Многие вокзалы просто не приспособлены для работы таких роботов из-за планировок и лестниц. Их работники также не будут в восторге от появления электронных конкурентов. Так что пока традиционный сервис — носильщики и тележки — более дешевое и удобное решение.
"На данном этапе внедрение роботов-носильщиков несет в себе больше рисков, чем преимуществ. Однако в перспективе с развитием технологий, улучшением пользовательского опыта и при проработке организационных вопросов их использование может стать более оправданным и востребованным", — считает Лерон.