Первый снос 2025 года происходит, как обычно, в новогодне-рождественские праздники. РЖД сносят историческое здание Товарной конторы Петербурго-Московской железной дороги (Комсомольская площадь, 1А, стр. 20), сообщили в Архнадзоре.
Весь Товарный двор, объект столичной Красной книги, состоит из двенадцати строений, старейшие датируются 1840-ми годами. Товарная контора была построена в 1891 году. В ней проходили документальное оформление грузы, следовавшие по железной дороге. В последние годы контору занимали офисы и магазин.
Это было одноэтажное каменное здание с богатым декором в ренессансно-барочном духе. Центральный ризалит и боковые крылья создавали центрическую композицию. Ризалит прорезала высокая входная арка с разорванным фронтоном над ней, арочные окна крыльев украшали лепные наличники, углы были отмечены лопатками. Сквозным мотивом декора была рустовка под дикий камень.
В маленьком городе такое здание сошло бы за целый вокзал.
Закономерно, что в 2023 году активист Архнадзора заявлял здание на госохрану. Мосгорнаследие предсказуемо отказало заявителю: уже тогда планировался снос Товарной конторы ради строительства вблизи платформы Каланчевская другого вокзала – на высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Москва — Санкт-Петербург».
Этот план и реализуется сегодня.