С апреля по ноябрь 2024 года круизные теплоходы приняли свыше 370 тысяч пассажиров — на 15 процентов больше, чем в летний сезон навигации 2023-го. Об этом Сергей Собянин рассказал в своем блоге.
«Москва-река оживает прямо на глазах. Огромным спросом пользуется регулярный речной электротранспорт, растет популярность круизных и прогулочных маршрутов», — поделился Мэр Москвы.
Среди самых популярных направлений речных путешествий — Нижний Новгород, Санкт-Петербург и Ярославль. В разгар сезона Северный и Южный речные вокзалы принимали и отправляли до 30 теплоходов в день. Всего же обслужили свыше 2,1 тысячи рейсов — на 10 процентов больше по сравнению с прошлогодним сезоном.
Рост пассажиропотока наблюдается и на маршрутах-переправах до причалов Химки и Захарково — 264 тысячи поездок за 2024-й, на 22 тысячи больше, чем в прошлом году.
Одно из самых любимых развлечений разных поколений жителей и гостей столицы — прогулки на речных трамвайчиках. В уходящем году по Москве-реке курсировало более 150 теплоходов. Их услугами воспользовались свыше 1,5 миллиона пассажиров.
«В 2023-м мы запустили первые в мире круглогодичные регулярные речные маршруты электротранспорта: Киевский — Сердце Столицы и ЗИЛ — Печатники. В этом году первая линия была продлена до причала Парк “Фили” и получила новое название Киевский — Парк “Фили”. Всего за год на двух маршрутах открыто шесть причалов. Пассажиров перевозят отечественные судна класса “Лед 20”, что позволяет им самостоятельно преодолевать мелкобитный лед толщиной до 20 сантиметров», — добавил Сергей Собянин.
С начала работы круглогодичные электросуда совершили более 58 тысяч рейсов, прошли свыше 520 тысяч километров и перевезли полтора миллиона пассажиров. В числе наиболее востребованных причалов — Киевский, Парк «Фили», Печатники, Сити — Центральный, ЗИЛ и Южный речной вокзал.
В июне на маршруты вышло четыре новых электросудна: «Каменка», «Люблинка», «Кузнецовка» и «Пахра». Интервалы движения сократились, а число ежедневных рейсов выросло. Сегодня круглогодичный электрофлот столицы насчитывает 21 судно, которым по новой традиции присваиваются имена городских рек.
Больше чем вокзалы
Символами возрождения Москвы-реки являются Северный и Южный речные вокзалы. После обновления они вновь стали настоящими речными воротами столицы.
«На Северном речном вокзале круизные теплоходы и прогулочные суда отправляются от 17 причалов. Еще здесь работают регулярные речные маршруты-переправы до причалов Захарково в Южном Тушине и в подмосковном городе Химки. Это быстрая и доступная альтернатива личным автомобилям, наземному и рельсовому транспорту», — отметил Мэр Москвы.
Южный речной вокзал также принимает круизные суда и является частью круглогодичного маршрута электросудов ЗИЛ — Печатники.
На речных вокзалах проходят бесплатные лекции, творческие мастер-классы, спортивные тренировки и выставки. Здесь отмечают городские праздники, организуют яркие фестивали. Всего с начала этого года на Северном и Южном речных вокзалах прошло более 700 событий, они приняли 2,5 миллиона москвичей и гостей столицы.
Безопасность и зонирование акватории
Расширяя судоходство, город стал уделять особое внимание вопросам безопасности на воде. В этом году акваторию Москвы-реки разделили на 12 зон. Появились отдельные участки для регулярных и прогулочных маршрутов, отдыха на воде, а также для разовых мероприятий и запуска фейерверков.
«Спортивный отдых — вейкборд, яхтинг, греблю, сапы — перенесли в зоны с меньшим потоком на судовом ходу. Например, сапбордингом можно заниматься в Большом Строгинском затоне и Серебряном бору, воднолыжным спортом — в районе Спасского затона, а водно-моторным спортом — в Мякинине и на Химкинском водохранилище», — поделился Сергей Собянин.
Таким образом, исключается пересечение участков, где люди отдыхают на воде, с территориями, по которым проходят регулярные и прогулочные маршруты. Наряду с работой речного ситуационного центра Центра организации дорожного движения и водного патруля это способствует повышению безопасности и комфорта на реке.
Кроме того, зонирование позволит быстрее развивать инфраструктуру каждого участка и реже перекрывать акваторию в центре для проведения разных мероприятий.
Что дальше?
Москва продолжит развитие речного транспорта и переход на экологически чистую технику на электрической тяге. До конца 2025-го поступят еще 10 электросудов, восемь из которых уже заложены на верфи в Санкт-Петербурге. В следующем году в столицу также прибудут пять плавучих причалов для оснащения новых остановок на двух действующих маршрутах. Их собирают в Перми.
Помимо этого, планируется запустить собственное производство в сфере экологичного водного транспорта.
«В Нагатинском затоне создаем высокотехнологичный и самый современный в мире судостроительный кластер. Производство полного цикла будет рассчитано на строительство до 50 электросудов и техобслуживание до 100 единиц речного транспорта в год. Планируется, что благодаря этому к 2030 году в столице будет уже семь речных круглогодичных маршрутов, которые охватят всю акваторию Москвы-реки в границах города», — отметил Сергей Собянин.
Это значительно улучшит транспортные связи между районами и округами. У жителей столицы появятся новые варианты поездок по Москве. Пассажиров будет перевозить водный транспорт, не имеющий аналогов по уровню комфорта и оснащения.