В России появились первые примеры, когда персонализированная система на основе искусственного интеллекта (ИИ) и медиатор — живой человек, преподаватель, который модерирует взаимодействие студентов с чат-ботом, — заменили классического профессора. Если создание ИИ-персон и подготовку преподавателей-медиаторов в России поставят на поток, с одной стороны, образовательные программы станут разнообразнее, с другой — взаимодействие студентов с живыми преподавателями станет гораздо более дорогой и недоступной опцией в системе высшего образования.
В сентябре 2024 г. в Московской школе управления "Сколково" прошел недельный экспресс-курс по биологии поведения человека, который провели так называемая ИИ-персона в паре с преподавателем-модератором. Этот курс был построен на открытых лекциях и научных трудах профессора Стэнфорда Роберта Сапольски. Поскольку в Россию профессор точно не приехал бы в ближайшее время, а подходящих под требования школы российских лекторов не нашлось, специалистам центра образовательных разработок в Тюмени и специалистам "Сколково" пришлось задействовать ИИ-модель на основе лекций и литературы этого известного профессора.
Эта модель работает по принципу чат-бота. Медиатором между ИИ-персоной и аудиторией студентов стал специалист в области педагогики, который модерирует взаимодействие студентов и чат-бота, выстраивая интерактивный процесс. Как отметил сотрудник Школы перспективных исследований Тюменского государственного университета и директор программ бакалавриата Московской школы управления "Сколково", создание ИИ-персон и подготовка преподавателей-медиаторов может стать массовой, чтобы обеспечить России "параллельный импорт" любых крупных международных экспертов.
https://www.comnews.ru/content/235164/2024-09-13/2024-w37/1008/ii-model-i-prepodavatel-mediator-zamenili-professora-stenforda
Буквально за пару недель до того, как стартовал этот курс, Skillbox и Anketolog.ru провели исследование, как студенты в России относятся к внедрению ИИ в систему высшего образования. Что радует, абсолютное большинство студентов (93%) хотели бы изучать ИИ в рамках учебного процесса, а более половины опрошенных (61%) уверены, что внедрение ИИ в учебный процесс улучшит их успеваемость, а также качество и доступность образования. Но что важно, 60% опрошенных настаивают на сохранении личного общения с преподавателями и одногруппниками и видят ИИ лишь в роли помощника преподавателей, который выполняет рутинные задачи (35%).
Согласно этому исследованию, 52% отмечают ценность дискуссий и критического мышления на занятиях, а 48% подчеркивают необходимость индивидуальной обратной связи от преподавателей.
Несмотря на то, что пока ИИ в системе высшего образования в качестве заменителя привычного лектора кажется диковинкой, через 7-10 лет вузы, скорее всего, подхватят этот тренд, разумеется, из благих намерений. Это поможет оптимизировать использование человеческих ресурсов и вовлекать студентов нового поколения, которые, как всем кажется, не могут жить без новейших технологических гаджетов.
Уже во многих вузах практикуется замена непрофильных, но обязательных для всех предметов для изучения онлайн-курсов. Например, по истории и философии. С точки зрения менеджмента это удобно: написать план, пригласить лекторов начитать материал для 10-минутных роликов, приложить список литературы для самостоятельного изучения и в завершение добавить тест, который якобы поможет закрепить знания. Увы, на практике оказывается, что в головах даже тех студентов, кто добросовестно проходит такие курсы, остается пара засевших на подкорке дат, не дающих понимания ни процессов, ни причинно-следственных связей.
Практические занятия с ИИ могли бы стать дополнительной частью к лекционному онлайн-курсу, чтобы как раз устранить пробелы в знаниях и дать студентам недостающий интерактив.
В целом, у такого подхода есть несколько преимуществ. Во-первых, ИИ, в отличие от человека, может ответить на бесконечное количество вопросов от студента, а если ИИ-модель заточена под проверку эссе, например, — то количество проб и ошибок становится тоже больше. Интерактивный формат, когда преподаватель-медиатор выстраивает диалог студентов с ИИ-персоной должным образом, — это интересно и необычно. Более того, выбор предметов может значительно расшириться: вот вам — лекционный курс столичных профессоров или петербургской школы, а если хотите — из Оксфорда и Кембриджа.
Преподаватели-медиаторы, хоть и будут являться очень ценным звеном, все же более универсальны и смогут модерировать как пару по психологии, зарубежной литературе, так и по органической химии.
Профессор при этом, с учетом освободившихся часов, может посвятить время написанию научных трудов, выступлениям на конференциях. Наконец-то, ему не нужно будет тратить силы и нервы на нерадивых студентов, кому предмет не интересен, и кого волнует только закрытие сессии. А те студенты, кто заинтересован, изучив все онлайн-курсы, задав все возможные вопросы чат-боту, могли бы с благоговением ждать живого профессора, чтобы тот, как пророк, ввел его в мир науки, уделив время на личное общение.
Так, ответ на вопрос — сможет ли ИИ массово заменить преподавателей в вузах — да, как раз массово сможет. И начнется все с тех предметов, непрофильных, которые уже подменены онлайн-курсами. Классический формат высшего образования, когда аудитория из 100 студентов пишет конспект, слушая лектора, постепенно уйдет в прошлое. Все предварительные этапы погружения в предмет оптимизируются за счет технологий. А общение с профессором, его обратная связь, наставления по работе над научными статьями станут привилегией, доступной избранным. Вполне возможно, что в вузах появится разделение на форматы обучения, и в отдельный блок, как более престижный, дорогой, будет выделено обучение с реальными лекторами и преподавателями-практиками, изучающими предмет и работающими в этой области.