25 декабря 2023Российская Газета
Два пластических спектакля в постановке известных молодых хореографов из Москвы вошли в репертуар центра культуры и искусства «Прогресс». «0,5 пустоты» Виктории Арчая и «Аррр» Павла Глухова объединены в один вечер. Разные по стилистике, они схожи по сюжету: артисты обыгрывают внутренний диалог персонажа (в первой части — женщины, во второй — мужчины), который пытается определить, чего он хочет на самом деле.
Оба хореографа ранее выпускали спектакли на сцене воронежского Камерного театра, где есть своя труппа современного танца. В «0,5 пустоты» занята экс-руководитель этой труппы Ульяна Чепурина, в «Аррр» — действующие солисты Николай Гаврилин и Игорь Прудской. Зал «Прогресса» значительно меньше, танцоры находятся на расстоянии вытянутой руки от зрителей в первом ряду. Это создает особенную атмосферу и накладывает особую ответственность на артистов — и за точность в пластике, и за драматическую игру. Тем более что постановщики предусмотрели в действии «пустоты», где исполнителям нужно долго чисто актерски удерживать внимание публики при минимуме звуков и движений.
Продолжение истории после рекламы
Виктория Арчая определила свои «0,5 пустоты» как «хореографическое исследование полумер». Героиня борется с безобидным, казалось бы, желанием просто выпить воды. Или хотя бы отпить из стакана, который то ли наполовину пуст, то ли наполовину полон. Двигает его по паркету, отставляет, подносит к лицу и едва не роняет, нервно нарезает круги, ныряет в свои грезы о воде с головой (в шапочке для плавания)… Решительно ограничивает себя в малом, отвечая на прямой вопрос хореографа, голос которой звучит в записи: «Я не хочу сейчас пить из этого стакана!».
Продолжение истории после рекламы
Текста, к слову, в спектакле на удивление много, что может упростить восприятие тем, кто настороженно относится к хореографии без либретто. Виктория рефлексирует на тему бега времени, вспоминает покойную тетю, с которой когда-то на всю жизнь переела венских вафель, смеется над восприятием своей профессии — а Ульяна тем временем исследует стакан, разрешает себе несколько капель…
Тему того, что мы разрешаем себе, а что предпочитаем подавлять, развивает «Аррр». Спектакль был поставлен три года назад как фестивальный проект, стал лауреатом dansePlatForma-2020 (Калуга/Монпелье), участвовал в нескольких международных смотрах и фестивале современного искусства «Сахарница» в Рамони под Воронежем.
Продолжение истории после рекламы
Звукоподражание в названии — символ звериного начала, которое Павел Глухов исследует на близком ему, мужском, примере. Дуэт танцоров, подобранных по принципу контраста (уравновешенный блондин и задиристый шатен), построен как столкновение двух сторон одного «Я». А может, и реального самоощущения обыкновенного человека, скромного (если не сказать — зажатого), со стереотипом о «настоящем мачо».
Персонаж Николая Гаврилина несмело переминается перед публикой и всячески избегает контактов со своим визави — Игорь Прудской, напротив, с хамоватостью шпаны провоцирует его на конфликт, заставляет подчиниться, унижает. Действует увлеченно и раскованно, на грани фола. «Я! Я-ааа!!» — на все лады повторяет он, доходя до животного рева. Его двойник-жертва — существо до поры бессловесное, но все-таки умеющее сохранять достоинство. Гуттаперчевый Гаврилин, которого только что с «настоящим мужским» напором превратили в отбивную, собирает себя по кусочкам, выставляет поровнее трясущиеся ноги — и принимает вызов.
Продолжение истории после рекламы
Публику ждет зрелище бешеного поединка: танец двойников, соперничающих за место на единственном стуле, — захватывающее соревнование в ловкости, скорости, силе мышц и воли. Один отдается ему самоотверженно, другой явно мухлюет и экономит энергию для издевательских выпадов. Хореографу и артистам не откажешь в изобретательности и чувстве юмора. Зрительский успех «Аррр» обеспечивают эффектные силовые приемы и оригинальные поддержки, забавная и точная пантомима в паузах, неожиданные повороты сюжета.
Российская Газета: последние новостиПопулярного американского блогера убили в украинской тюрьме за критику Байдена и ЗеленскогоПочему Европа опасается избрания Трампа президентом СШАКоролем Дании стал Фредерик X