В этом году профессиональному празднику следователей исполняется ровно десять лет — День сотрудника органов следствия РФ отмечается в нашей стране с 2014 года. В преддверии круглой даты на деловом завтраке в петербургской редакции "Российской газеты" побывал руководитель Западного межрегионального следственного управления на транспорте СК России генерал-майор юстиции Павел Выменец. Он рассказал о наиболее резонансных уголовных делах, которые сейчас расследует его управление, и дал читателям "РГ" несколько советов.
Павел Сергеевич, начнем с одного из самых последних трагических происшествий — сход вагонов пассажирского поезда в Коми. Версия о размытом рельсовом полотне подтверждается?
Павел Выменец: Сейчас следствие рассматривает четыре основные версии причин трагедии: человеческий фактор — то есть действия локомотивной бригады, техническое состояние самого поезда, ненадлежащее содержание железнодорожных путей, а также возможные нарушения при строительстве автомобильной дороги, которое ведется неподалеку. Перемещение грунтов могло изменить направления движения воды, и в результате подмыло рельсы.
За пять-шесть часов до поезда Сыктывкар — Новороссийск там без проблем прошел товарный состав, а вот пассажирскому, к сожалению, не повезло. Окончательный ответ, почему крушение произошло, даст комплексная техническая экспертиза. Мы также запросили данные спутниковой съемки за две недели, предшествующие ЧП, — возможно, это тоже что-то нам подскажет.
К сожалению, погибли люди, в том числе несовершеннолетняя девочка. Ко мне на личный прием уже приходил ее отец — он тоже хочет знать, кто виноват. И я уверен, что после того, как мы проведем экспертизу, мы не просто накажем виновных, но и примем все меры для того, чтобы подобные ситуации не повторялись.
В Петербурге вынесено несколько довольно жестких приговоров подросткам, по заказу совершившим диверсии на железной дороге. Как организовано противодействие подобным преступлениям?
Павел Выменец: Подобных случаев действительно стало значительно больше. Только в 2023 году и в прошедший период этого года у нас в управлении находилось 18 уголовных дел о совершении таких преступлений.
Отмечу, что сначала их квалифицировали по статье 267 УК РФ "Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения". Уголовная ответственность по ней наступает с 14 лет, и санкции, если нет пострадавших — максимум год лишения свободы, а в основном — условно или принудительные работы. На это их и ловят заказчики — ведь исполнителям обещают, что они влегкую смогут заработать пять-десять тысяч рублей.
А наша реакция должна быть максимально оперативной, максимально жесткой и максимально освещаться в СМИ — для того чтобы другие дети не ввелись на такие инсинуации и знали о последствиях. Мы считаем более правильной квалификацию по статье 281 "Диверсия", минимальное наказание по ней от 10 до 20 лет лишения свободы и вплоть до пожизненного. Но по этой статье уголовная ответственность наступает с 16 лет, поэтому сейчас мы прорабатываем предложения о необходимости внесения изменений в Уголовный кодекс РФ и снизить возраст привлечения к уголовной ответственности по статье 281 УК РФ до 14 лет.
Когда преступник идет на преступление, он думает, что накажут кого угодно, только не его
Конечно, когда преступник идет на преступление, он думает, что это произойдет с кем угодно, только не с ним. Но по моей информации, практически все такие преступления раскрываются.
Мне кажется, диверсия — это осознанные действия, а тут как в рассказе Чехова "Гайка"…
Павел Выменец: В 14 лет человек уже должен понимать, что приведение в негодность одного из элементов транспортной инфраструктуры может привести к серьезным последствиям. К примеру, релейный шкаф отвечает за разрешение следовать по путям — если зеленый свет включится одновременно в двух направлениях, произойдет столкновение поездов. Отмечу, правда, что мы в каждой ситуации разбираемся — за что отвечал тот железный шкаф, который он пытался поджечь, то есть оцениваем тяжесть предполагаемых последствий.
Недавно на Общественном совете при вашем управлении обсуждалась тема "зацеперов". Какие предложения рассматривались?
Павел Выменец: Только за текущий период этого года в Москве и Московской области таким образом на железнодорожных путях уже травмировано 14 несовершеннолетних, большинство из них с летальным исходом. Мы намерены подготовить и внести предложения о введении административной и уголовной ответственности за пропаганду так называемого "зацепинга", в том числе за так называемые треш-стримы, то есть видео, снятое зацеперами. Каждую неделю они лезут на вагоны, их бьет током, они падают и гибнут. Обоснованное предложение с примерами конкретных фактов и уголовных дел планируется подготовить к сентябрю.
Переходим к следующему виду транспорта — воздушному. Недавно в Мурманской области на трассу сел самолет с отказавшим двигателем, жесткую посадку совершил вертолет… Есть ли у подобных случаев некий общий знаменатель, общая причина?
Павел Выменец: Свалить всю вину на технику и сказать, что воздушный парк приходит в негодность, нельзя. Иногда техника может быть морально устаревшей, но если она нормально обслуживается, то самолеты летают нормально.
Чаще всего причина ЧП — человеческий фактор. Вот недавно вертолет в Калининградской области потерпел крушение — современная машина, летел над морем, пилот, что называется, просто потерял горизонт.
Но еще дело в том, что для малой авиации у нас действует уведомительный порядок полетов: сообщил, что вылетаешь — и лети. Кто есть рядом? В каком состоянии пилот — он трезвый? Есть ли у него вообще летное удостоверение? Три года назад в Гостилицах два самолета столкнулись в воздухе — погибли люди. А недавно в Москве погибла пара, которая решила отметить полетом годовщину свадьбы — их самолет просто развалился в воздухе. Воздушное судно не проходило техосмотр — хотя после получения сертификата о летной годности должно проводиться по прошествии определенного календарного времени или определенного налета.
Еще один трагический пример — вертолет "обсох" в воздухе. Оказалось, что у него был неисправен топливный датчик, и пилот не увидел, что топлива в баке критически мало. Пилота привлекли к уголовной ответственности по статье 263 "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта", но уже посмертно. А директора фирмы, которая предоставляла такие услуги, по статье 238 УК РФ "Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности", она получила реальный срок.
Как завершилось расследование дела о парашютах, у которых вышли сроки годности по эксплуатации?
Павел Выменец: СК не обладает функцией контроля и надзора, мы подключаемся тогда, когда уже произошла трагедия. Тогда уголовное дело началось с того, что парашютист повис на проводах. Но когда мы стали проверять фирму, которая оказывала такие услуги, то выявили 16 фактов: парашюты были не в полной комплектации, рваные стропы, купола с дырками… Сейчас дело находится в суде. Так что если вам не хватает адреналина и вы хотите прыгнуть с парашютом, то в первую очередь убедитесь в наличии лицензии у инструктора, с которым решили совершить прыжок, и обязательно читайте отзывы.
К сожалению, в погоне за прибылью люди не думают, что на кону может оказаться чья-то жизнь. Недавно ко мне на прием приходил владелец бизнеса, который сдавал в аренду гидроциклы. Его клиент врезался в катер у Лазаревского моста, получил серьезные травмы. Оказалось, что он был в нетрезвом виде, не имел права на управление маломерным судном — это все обязаны были проверить при выдаче транспортного средства. Но хозяина интересовало только, когда ему вернут гидроциклы, изъятые в качестве вещественных доказательств, — лето жаркое, он упускает прибыль.
Сейчас, к счастью, использование гидроциклов запрещено в Петербурге по распоряжению губернатора. Но на федеральном уровне в транспортном законодательстве существует масса пробелов. Например, никак не регламентировано использование парапланов. Не так давно начали наводить порядок в сфере использования электросамокатов — опять же после наступления трагических последствий. Но ведь что-то новое появляется все время — законодателям необходимо начинать работать на опережение.
Расскажите о взаимодействии с ветеранами — недавно вы приняли участие в заседании Совета ветеранов следствия.
Павел Выменец: Мы активно привлекаем их в первую очередь для общения с молодежью, для передачи опыта. Но также они работают по делам прошлых лет — СК уделяет им очень большое внимание. Недавно таким образом было раскрыто дело 2008 года об отравлениях в поездах — 22 эпизода, 22 погибших. Попутчик давал им хлебнуть из фляжки — и обчищал бесчувственное тело.
Сейчас мы за каждым следственным отделом закрепили конкретного ветерана. В определенном смысле им по таким делам работать проще — сегодня преступность поменялась, все ушло в интернет.
Ключевой вопрос
С чем чаще всего приходят люди к вам на личный прием?
Павел Выменец: Ситуации самые разные. Но довольно часто мы просто даем консультации. Например, тому отцу, который потерял дочь в крушении поезда, разъяснили, что он имеет право на ряд компенсаций — куда за ними обращаться, с какими документами.
А когда зимой самолет совершил экстренную посадку в Инте, то при эвакуации маленький ребенок обморозил ручки. Мы помогли организовать для него консультацию в петербургском центре высоких медицинских технологий имени Раухфуса, потому что меры нужно было принимать быстро.