11 январяРоссийская Газета
В Омском объединенном центре делового сотрудничества БРИКС разработали проект развития малой авиации в кооперации со странами содружества, а также с Беларусью. Программа предполагает участие сибирских предприятий и образовательных учреждений, уже имеющих соответствующий многолетний опыт.
Состояние малой авиации в регионах оставляет желать лучшего. За годы перестройки и экономических реформ деятельность многих местных авиапредприятий была прекращена. Попытки восстановить производственную базу, инфраструктуру и авиапарк без участия государства не увенчались успехом.
Продолжение истории после рекламы
Между тем на необъятных просторах Сибири такой транспорт крайне востребован. Например, расстояние от Омска до самой северной точки Омской области — Тевриза — составляет 365 километров. Это семь часов пути по автодороге. Самолетом — час-полтора. А на значительной части территории страны вообще нет ни железных, ни постоянных автомобильных дорог.
По словам экспертов, малая авиация не только дает импульс развитию отдаленных поселков и открывает доступ к месторождениям, но и может стать стимулом для деловой активности местных жителей в самых разных сферах. Связь с большой землей — это решение социальных проблем населения, оказание экстренной помощи, регулярные поставки товаров, продовольствия, медикаментов и многое другое. Когда-то все это успешно осуществлялось.
Продолжение истории после рекламы
— В омском авиаотряде было более тридцати бортов Ан-2. Пассажирские перевозки охватывали не только регион, но и Степногорск, и Петропавловск в Казахстане. «Аннушки» применялись для лесоохраны, санитарных перевозок. Без работы пилоты никогда не сидели. В регионе было семнадцать аэропортов местных линий. Сегодня не осталось ни одного. Аналогичные отряды имелись в Новосибирске, Кемерове. В Томске их было три. Сейчас такие структуры сохранили только крупные промышленные концерны, — поясняет руководитель группы реализации проекта «Региональная авиация» Александр Лыжин.
Продолжение истории после рекламы
Специалисты отмечают, что Ан-2, который в народе называли «кукурузником», до сих пор считается флагманом малой авиации. Однако лицензию на его производство передали в одну из стран нынешнего Евросоюза — Польшу.
В качестве альтернативы на омском «Полете» решили организовать выпуск самолетов Ан-3 и даже собрали десять бортов. В январе 2002 года усовершенствованный «полетовцами» Ан-3Т доставил на Южный полюс экспедицию под руководством Артура Чилингарова. Но развития проект не получил.
Не повезло и отечественному компактному самолету Бе-30. Его последователь Бе-32, укомплектованный двумя омскими двигателями, вмещал двенадцать-семнадцать человек. Однако конкуренцию ему составил чехословацкий L-410, который Россия начала активно закупать, но из-за западных санкций поставки иностранных запчастей и двигателей прекратились.
Продолжение истории после рекламы
Впрочем, специалисты полагают, что производство можно реанимировать, используя мотор, изготавливаемый Омским моторостроительным объединением имени Баранова.
Сейчас появилась новая современная версия Ан-2 — самолет «Байкал», который планируется выпускать на Уральском заводе гражданской авиации. Кстати, конструктив «Аннушки» лежит и в основе модернизированного самолета Y-5, производимого в КНР.
Велика вероятность, что «кукурузники» еще пригодятся.
— Сейчас насчитывается порядка трехсот самолетов разной степени летной годности. Многие старые машины остаются в рабочем состоянии. Это не менее 150 бортов. Преимущество Ан-2 — возможность посадки на любом участке, где есть двести метров ровной поверхности, в том числе на лесной поляне, в поле. А при смене шасси на лыжи или поплавки — на снежную и водную поверхности, — поясняет Александр Лыжин.
Продолжение истории после рекламы
Чтобы восстановить отрасль, в год нужно выпускать не менее тысячи самолетов. И это требует государственного регулирования, восстановления министерства гражданской авиации, полагают эксперты.
Решить вопросы возрождения малой авиации можно в кооперации со странами БРИКС, которые также заинтересованы в развитии авиационного направления.
— Китайские, индийские, бразильские коллеги уже выразили интерес к проекту, — сообщил руководитель представительства ОЦДС БРИКС по Омской области Игорь Глушков. — Полгода назад была создана группа реализации проекта «Региональная авиация». Основные направления деятельности ГРП — совместное решение проблем организации производства летательных аппаратов, а также пассажирских и грузовых перевозок на пространствах стран содружества. Мы предлагаем возобновить выпуск самолетов Бе-32 и Як-40. Для этого в стране есть профильные конструкторские бюро, техническая документация, производственные площади. Для Як-40 разработан новый двигатель с улучшенными характеристиками. Сборку аппарата надеемся возобновить совместно с Республикой Беларусь.
Продолжение истории после рекламы
Омичи планируют сделать упор на проектирование и производство поршневых, турбовинтовых, реактивных авиационных двигателей. Для этого в Омском государственном техническом университете создадут профильную кафедру и молодежное конструкторское бюро. Помимо этого, смогут предложить иностранным партнерам и специальное профессиональное образование.
— Соответствующей базой располагает ОмГТУ, а также летно-технический колледж гражданской авиации имени Ляпидевского, который со временем предлагается преобразовать в Сибирский международный авиационный институт. Мы уверены, что на пространстве БРИКС выпускники будут востребованы. Только малой авиации КНР сегодня требуется не менее трех тысяч специалистов — инженеров, механиков, пилотов, — поясняет Александр Лыжин.
Продолжение истории после рекламы
Интерес к кооперации в развитии отрасли подогревают новые транспортно-логистические проекты, в том числе «73-й Меридиан».
— Речь идет о создании мультимодального транспортного коридора, пересекающего Евразию через Омскую область, и связывающего Северный Ледовитый и Индийский океаны. Так называемая зона новой индустриализации объединит четыре российских региона, а также Китай, Пакистан, Афганистан и Индию. Развитие авиации, в том числе и региональной, органично вписывается в эту концепцию, — дополняет Игорь Глушков. — Проекты в рамках данных тем планируем обсудить на октябрьском Саммите стран — участников БРИКС-2024 в Казани. Самолет Як-40 не выпускают, поскольку он был рассчитан на украинский двигатель.
Российская Газета: последние новостиВ Давосе открывается Всемирный экономический форумВ Воркуте на шахте "Заполярная" погиб рабочий, еще один пропалЧем покорил студентов немецкий профессор Шаден, стоявший у истоков Московского университета