Каким должен быть идеальный спектакль по школьной классике? Очевидно, он не должен стать занудным пересказом великого произведения и превратиться в скучную обязаловку. Но и шедевр, при переходе со страниц школьного учебника на театральные подмостки, не стоит подвергать новомодным экспериментам, порой не в меру "продвинутых" режиссёров, ведь в зале дети и подростки. Необходимо учитывать, что умы юные, зритель неопытный, а иногда, и вовсе впервые заглянувший в храм Мельпомены под названием Театр. Школьный поход в театр иногда единственный шанс, драгоценная возможность приобщить ребёнка к театральной культуре, открыть для него этот удивительный мир. А заодно, приобщить школьников к классической литературе средствами визуальной театральной культуры, вдохновить на чтение, пробудить фантазию! Огромная ответсвенность и большая радость — зал, полный школьников. Хороший спектакль, как мост соединяет великую русскую классику с юным зрительским сердцем. Спектакли фестиваля "Школьная классика" прекрасно дополняют зрительские программы. Это обсуждения постановок с режиссёрами и актёрами и конкурс для юных репортёров-школьников из медиаклассов, которые с увлечением пишут репортажи и отзывы, а также снимают сюжеты о просмотренных спектаклях, берут интервью у публики. Победят самые талантливые журналисты, но удовольствие получат все. К тому же походы на одну пьесу в версиях разных театров помогут оттачить критический взгляд начинающих профессионалов. Участие академических, молодёжных и камерных театров делает фестивальную палитру московской программы весьма разнообразной — представлены драматические, кукольные и музыкальные постановки. Хрестоматийные произведения отечественной и мировой литературы для школьников с 1 по 11 классы на сцене превращаются в живые и увлекательные истории, которые Фестиваль щедро предлагает Москве. В фестивале принимают участие театры из разных городов России: Санкт-Петербурга, Уфы, Новоуральска, Минска и Саранска, Калуги, Екатеринбурга, Йошкар-Олы, Самары. Мы хотели бы остановиться именно на гастрольной афише, ведь фестиваль дает уникальную возможность увидеть замечательные спектакли со всей страны не покидая Москвы! Программу открыл спектакль "Капитанская дочка" (12+) Новоуральского театра музыки, драмы и комедии. Известный мюзикл Евгения Загота и Карена Кавалерьяна скорее авторская версия произведения А.С. Пушкина, которое дети проходят в 8 классе. Режиссёр Яна Русинова замечательно нашла пропорции, в которых сочетается в спектакле легкость жанра и глубина идей великого писателя. Яркая форма музыкального экшена с батальными сценами не заслоняет характеры героев и драматические перипетии сюжета. Использование поворотного круга на сцене, исторические костюмы и оружие, световые эффекты создают цельное впечатление. А тема любви, особенно волнующая в этом возрасте ребят, отзывалась в их душе прекрасными вокальными партиями персонажей. Калужский областной драматический театр привёз в Москву спектакль "Недоросль" (12+) по пьесе Д.И. Фонвизина, который прошёл на сцене московского Дворца на Яузе. Комедия XVIII века, по мнению режиссёра-постановщика и автора музыкального оформления Кирилла Солёнова, не утратила своей актуальности. В пьесе затронуты проблемы, с которыми сталкиваются многие из нас. Хочется думать, что спектакль даст школьникам ключи, чтобы подобрать правильное решения. Возможно, кто-то узнает себя в Митрофане. Лентяи из прошлого прекрасно переехали в нашу современность, а букли и кринолины им не помеха. Театр драмы "Камерная сцена" из Самары в Театральном центре На Плющихе представит свою версию "Недоросля". Посмотреть две постановки "Недоросля" (12+), оценить два разных взгляда на одни проблемы — ценный опыт для взрослеющей личности и для воспитания вкуса. Постановка Софьи Рубиной заставляет смеяться как над пройдохами, так и над прекраснодушными персонажами, которые слишком легко относятся к решению проблем. Это спектакль о России, которую умом не понять, о наших национальных особенностях в любые исторические эпохи. Саркастическая усмешка и добрая улыбка, сменяясь попеременно, не покидают этот спектакль, удостоенный специального приза на фестивале "Русская классика. Страницы прозы". Из Калуги и Самары приедут ещё два театральных коллектива. Спектакль "Маленький принц" (6+) Калужского ТЮЗа и "Муму" (12+) Самарского Театра для детей и молодежи "Мастерская". Постановки можно увидеть в Клубе писателей Центрального Дома литераторов. Перелетая с планеты на планету маленький Принц видит жизнь в её разнообразных проявлениях. Спектакль режиссёра Константина Демидова по самому знаменитому произведению Сент-Экзюпери "Маленький принц" — свежая премьера театра, спектакль вышел в апреле 2024 года. Сказка-притча доступно и откровенно говорит со зрителем о многих очень важных вещах. Дружба и любовь, долг и верность, красота и зло существуют в жизни детей и взрослых. Маленький принц — это и актёр, и кукла. Они и одеты одинаково. Герой, не теряя мудрости ребёнка, взрослеет, но удивительным образом сохраняет новизну чувств и радость от самых простых вещей. Сценическая повесть "Муму" режиссёра Евгения Зимина приурочена к 170-летию со дня первой публикации рассказа И.С. Тургенева. Сколоченная из досок стена-забор, как загон для двух родственных душ – человека и собаки. В момент гибели Муму зритель вдруг перестаёт слышать музыку, словно ему передаётся глухота Герасима. Мир, где тишина громче крика… Но о ком на самом деле эта история? Отчуждение человека от общества может произойти по разным причинам, одиночество и неспособность общаться — сегодня не редкость и в среде подростков. Как услышать в нашем жестоком мире безмолвно кричащее человеческое существо? Впервые столь дальний регион принимает участие в показах нынешнего сезона Фестиваля. Новосибирский академический молодёжный театр "Глобус" привёз две свои работы на школьный смотр в столицу. Спектакль "Горе от ума" (12+) режиссёра Ирины Керученко идет в пространстве Культурного центра ЗИЛ. Театральный хит российских театров — нетленная пьеса А.С. Грибоедова поставлена труппой к 200-летию комедии в апреле 2024 года. Внешняя выразительность и богатство визуальной картинки в постановке прекрасно соотносится с оригинальным текстом, повествующим о романтическом любовном треугольнике. История, в целом, понятна каждому подростку, но из красивой дворянской жизни. Роскошный особняк, звуки страринного вальса, интересные наряды персонажей создают правильную атмосферу старинного барского дома. Спектакль "Поллианна" (6+) режиссёра Анны Трифоновой (Москва) идёт на сцене Дворца на Яузе. В искусстве для детей очень важно дать повод для радости, поддержать веру в чудо. Создатели и участники спектакля сотворили удивительно трогательный спектакль о маленькой девочке Поллианне и ее большой душе. В 2013 году книге Элинор Портер исполнилось 100 лет. Но события, развернувшиеся в словно игрушечном городке с аккуратными домиками и подстриженными изгородями, отзываются в умах и сердцах современных детей, побуждая к доброте и милосердию, которых так не хватает в любые времена. Екатеринбургский ТЮЗ участвует в фестивале второй раз. Труппа со спектаклем "Евгений Онегин" (12+) представит свой спектакль в Клубе писателей Центрального Дома литераторов. В поток стихотворных строф гениального пушкинского шедевра вплетаются линии судеб героев, которые словно оживают на сцене. Пластические этюды прекрасно сочетаются с метафоричной сценографией и неожиданным музыкальным решением. Словно изящные подсказки, они помогают проникнуть в смыслы пушкинской строфы и усиливают впечатления неопытного театрала и неискушенного читателя: А-про-чё? Так что этот спектакль вполне может придать свежий ход мысли школьному сочинению, что порадует не только ученика, но и учителя. Второй спектакль в Клубе писателей Центрального Дома литераторов это "Барышня-крестьянка" Череповецкого Камерного театра режиссёра Елены Баталиной. Спектакль поставлен по одноимённому произведению из пушкинских "Повестей покойного И.П. Белкина". Хорошо известная история о вражде соседей-помещиков и необычном знакомстве юной Лизы Муромской и молодого Алексея Берестова сопровождается многочисленными театральными переодеваниями героини, неожиданной сменой ситуаций и завершается подчёркнуто счастливым финалом. Спектакль сохраняет шутливую иронию оригинала, но в то же время ориентирует зрителя на глубокое прочтение классики. В центре спектакля — первая чистая и искренняя любовь двух юных сердец. В постановке органично сочетаются дворянская и народная культура, озорное лукавство и серьёзные раздумья. Лирическую атмосферу спектакля поддерживают музыкальные и хореографические номера. Спектакль "Капитанская дочка" (12+) режиссёра Василия Пектеева представляет Мордовский государственный национальный драмтеатр на сцене Театра Гоголя. Гости из Саранска обозначили жанр своей версии как "романтическая драма". Береги честь с молоду, сохраняя человеческое достоинство даже в нечеловеческих условиях. Любовь героев проходит суровые испытания. Против них коварство, кровавый пугачевский бунт, кажется, весь мир против них. Но всё преодолеют юные чистые души Пети и Маши, хранящие верность своим идеалам не смотря ни на что. Академический русский театр драмы имени Г. Константинова (Республика Марий Эл) привёз на фестиваль комедию "Ночь перед Рождеством" по повести Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" (12+) режиссёра Ивана Немцева. Дворец на Яузе прнимает гастролёров из Йошкар-Олы. В преддверии Нового года красочная постановка будет весьма кстати. Волшебство, танцы, искромётный юмор и лирическая история любви в декорациях игрушечных домиков со снежными крышами, яркие шапки казаков и зажигательные колядки рождают ожидание рождественского чуда. Можно и повеселиться всласть, и насладиться поэтикой гоголевской мистики. Ивановский областной театр покажет москвичам спектакль "Левша" (12+) по Н.С. Лескову в постановке режиссёра Елены Ивановой на сцене Театрального центра "На Плющихе". Сказ о тульском Левше и о стальной блохе — это смёх сквозь слёзы. Через юмор, иронию, вымысел проступает трагическая реальность, положение простого человека из народа, сослужившего Рассеюшке великую службу. Стал Левша легендой, поднял престиж Отечества (что было не по силам ни графам, ни князьям), всем принёс пользу, кроме себя. Грустные раздумья Лескова о судьбе России и безмерно одарённых её людях, которым никак не удается развернуться во всю мощь. Под стать теме костюмы и атрибутика спектакля, нарочито театральные, выдержанные в духе народного балаганного театра. Рязанский музыкальный театр приехал на гастроли со своей совсем новой работой — мюзиклом композитора К. Брейтбурга "Дубровский" (12+), который покажет москвичам на сцене Театра эстрады. Режиссёр Николай Андросов и его команда обещают зрителям немало сюрпризов. Современный музыкальный язык поп-музыки с элементами хард-рока, маршевой музыкой и R&B, куда мастерски вплетена романсовая классика, уж точно не оставит равнодушной школьную аудиторию. В то же время в спектакле есть и прелестная атмосфера дворянской усадьбы, окруженной русской природы. Но визуальные и звуковые эффекты не заслоняют главную идею романа, в которой театр особенно выделил тему отцов и детей. На тему конфликта поколений предлагает поговорить Театр юного зрителя им. А. А. Брянцева из Санкт-Петербурга. Спектакль "Отцы и дети" (12+) по роману И.С. Тургенева в постановке Георгия Цхвирава будет идти на сцене Театра Гоголя. Не ранящую остроту и горечь, а нежность и теплоту в отношениях несёт зрителю постановка. Здесь превалирует тема любви. Созданию интимной атмосферы семейного круга способствует и то, что спектакль идет в камерном пространстве, а это всегда особый формат близости артистов и зрителей. Государственная филармония для детей и молодежи города Санкт-Петербург, предлагает зрителям посмотреть два спектакля Юрия Томошевского. "Гроза" (12+) пройдёт в Театральном центре "На Плющихе", а "Ревизор" (12+) — посетит площадки Культурного центра ЗИЛ и Театра на Мельникова. Там же, в Театре на Мальникова, состоится и спектакль "Капитанская дочка" (12+) режиссёра Евгения Зимина. Режиссёр Юрий Томошевский известен своим тонким знанием человеческого характера. Он выводит на сцену целую плеяду психологических типов и типажей: колоритных странниц, веселых и наивных служанок, суровых купцов, и, наконец, лирических влюбленных. Глубина образов и сложное взаимодействие персонажей не отменяют увлекательности и живости действия. В спектакле "Ревизор" Томашевский легко обошёлся без ненужного осовременивания, создав просто классическое по точности и безупречности сценическое воплощение гениального текста Гоголя. Постановка "Капитанская дочка" предстаёт, как спектакль-воспоминание уже взрослого Гринёва о двух трагичных и светлых годах его юности. Ретроспективный поворот сюжета наверняка откроет новые темы в этой романтической драме. Театрально-концертный центр "Щёлковский театр" подарит москвичам семейную постановку "Волшебник изумрудного города" (6+) режиссёра С.И. Погодиной. В Театральный центр "На Плющихе" приедет весёлый спектакль для детей и взрослых о настоящей дружбе, горячем сердце, здравом уме, бесстрашии и удивительных происшествиях. Мы не знаем, каким должен быть идеальный спектакль. Но точно знаем, что чем больше спектаклей, тем легче можно его найти. Надо только пойти и посмотреть!
Предыдущая запись