Общество

Шаляпинский фестиваль в Казани открылся  «Жизнью за царя»

Премьерой оперы Глинки «Жизнь за царя» открылся 42-й Международный оперный фестиваль имени Шаляпина в Казани. Он приурочен к 150-летию Казанской оперы.

Шаляпинский фестиваль в Казани открылся  "Жизнью за царя"

© Российская Газета

С момента появления в 1836 году и до 1917-го эта опера Глинки исполнялась в дни государственных праздников, в советское время «Иван Сусанин» каждый год до 2006 года открывал сезон в Большом театре России. В какой-то момент опера превратилась в официальный плакат, за которым утрачивалась ее суть, уходили в тень музыкальные достоинства. А сегодня и опера, и идея подвига во имя Отечества, и главный персонаж — обычный человек, возвысившийся до могучего трагического героя, — оказываются актуальными.

Спектакль, поставленный народным артистом, режиссером Юрием Александровым, получился цельным и динамичным. Некоторая статуарность оперы с большими хоровыми сценами перенесена в художественное пространство (художник-постановщик Вячеслав Окунев).

Сегодня и опера, и идея подвига во имя Отечества оказываются жизненными и актуальными

Начальная и финальная хоровые сцены решены как многофигурные скульптурные композиции. При этом они словно умножают в себе и одну из народных черт характера Сусанина — верность, основательность, соборность. Остальные хоровые сцены персонифицированы и активны. В хор девушек, провожающих воинов, добавлена интонация не совсем оперная — веселая бравада оборачивается причетом, бабьим воем. Так провожали на Великую Отечественную войну. На другие войны. И это заложено в русских народных обрядах.

Главные герои рельефно «вылеплены» уже режиссером. В Сусанине сосредоточено очень много — нежный отец, суровый глава семьи, герой, не плакатный, а живой и эмоциональный, в предсмертной сцене испытывающий и боль, и ярость, и готовность к жертве и подвигу. Музыкально это сделано Глинкой так объемно, что равных оперных героев не найти, и это — большая актерская сложность для певца, у которого и вокальных задач немало. Для Михаила Казакова (Большой театр России) Сусанин стал дебютом.

Удалось найти замечательного Богдана Собинина — Кирилл Белов (Мариинский театр), обладатель русского героического тенора, насыщенного, с медными нотками, полетного. Лирический тенор Нурлана Бекмухамбетова («Новая опера») во втором составе придал и более лирический характер молодому воину.

Обе Антониды — хрупкая у Гульноры Гатиной (Татарский оперный), полнокровная у Светланы Москаленко (Михайловский театр) — были убедительны актерски и с легкостью справились с колоратурными итальянизмами партии. Екатерине Сергеевой (Мариинский театр), дебютировавшей в партии Вани, удалось создать образ открытого и наивного подростка.

Польский акт (как и задумывалось композитором) ярко контрастирует во всём — в музыке, танцевальной против вокальной, костюмах красно-бело-черных против спокойных тонов одежд русских крестьян, надменности и авантюризма в характере против основательности. Балетмейстер Надежда Калинина мастерски вписала танцы в небольшое пространство сцены перед наклонным подиумом, где располагался хор.

Аккуратно и с большим уважением к автору постановщиками были сделаны купюры. Одна из заметных — перенос увертюры в начало 3-го действия — объясняется режиссерской задачей сразу погрузить слушателя в действие. Увертюра, как и положено, идет на закрытом занавесе. На нем появляется лик Иисуса Христа. Это очень многозначный символ в опере — Божьей защиты и покровительства, всепобеждающей любви и жертвы. Замечу, что один из выдающихся исследователей русской музыки Евгений Левашев считал, что Глинка не случайно проводил эту метафору: Сусанин ведет себя как русский Иисус Христос, и в черновиках партитуры его партия была помечена «И. Сус.».

На первом спектакле дирижировал Валерий Гергиев, как всегда удивительным образом заставляя оркестр звучать с особой энергией. Достаточно быстрые темпы добавляли драйва звучанию оперы. Второй спектакль, проведенный Андреем Анихановым, музыкальным руководителем постановки, получился более спокойным, с басовой сусанинской основательностью.

Прямая речь

Юрий Александров, режиссер:

«Мне хотелось сделать спектакль о простом человеке. Героями не рождаются. Но если у человека есть внутренний стержень, он способен на героический поступок. Сусанин — простой человек, он радуется обычным мелочам, но он готов отдать свою жизнь во имя Родины. И для русского человека подвиг — это нормально, это наша история. Мы всегда отстаивали свою страну.

Это спектакль о том, что сегодня волнует огромное количество людей в мире. И мы находимся в центре событий. Сейчас тема подвига, самопожертвования очень важна, и это демонстрируют наши ребята на спецоперации».

Источник: news.rambler.ru

Похожие записи

Беглов: Блокада Ленинграда дала нам пример невообразимой стойкости

Циклонический вихрь принесет на Северо-Запад России дожди с мокрым снегом

«Урал» поздравил Свердловскую область с 90-летним юбилеем

В Оренбургской области работают специализированные выборные участки

В центре Волгограда 8 марта провели забег с цветами

В Новосибирске фуры снова ездят по улице Малыгина

В Волгограде работникам прокуратуры вручены высокие награды

Екатеринбургский фестиваль садов претендует на престижную экологическую премию

Погода на 28 октября 2024 года: народные приметы и прогноз синоптиков

Завтра жители Солнечного-2 останутся без холодной воды

В Кировской области продолжается рост заболеваемости гриппом и ОРВИ

Мэрия Уфы рассказала о причинах перекрытия улицы Мусы Гареева

Ваш комментарий

40 + = 48

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Подробнее