Конкурс для российских профессиональных театров был объявлен в октябре. Более 400 организаций, в том числе независимые коллективы, прислали около тысячи заявок. Записи смотрела отборочная комиссия, в которую вошли эксперты, рекомендованные реготделениями Союза театральных деятелей (СТД). Сейчас завершился первый этап отбора. Из опубликованного списка, включающего 300 спектаклей, выберут 100 победителей. В составе жюри будут работать авторитетные деятели искусства, культуры, телевидения и масс-медиа, а также специалисты по театральному искусству. Названия из итогового перечня войдут в "Золотой фонд театральных постановок России". СТД приурочил проект к своему 150-летию, которое будут отмечать в 2026 году. В конкурсе приняли участие профессиональные коллективы из всех регионов страны — от Калининградской области до Камчатского края. Отобранные спектакли представляют 133 населенных пункта. По условиям проекта, претенденты должны "отражать традиционные духовно-нравственные ценности и формировать общероссийский культурный код". СТД планирует создать телеверсии спектаклей "Золотого фонда". На съемку и трансляцию 10 спектаклей уже выделен грант Президентского фонда культурных инициатив. Стратегическим партнером конкурса стал один из крупных российских операторов цифрового телевидения. Записи спектаклей покажут на одном из каналов оператора. В конкурсе принимают участие спектакли разных жанров. Ограничений по форме не было. Главное условие — постановки должны быть включены в текущий репертуар участников отбора. При этом в списке претендентов — несколько спектаклей 1980-х, в том числе легендарные "Юнона и Авось" Марка Захарова (1981, 16+) и "Братья и сестры" Льва Додина (1985, 16+). Старше всех среди 300 постановок — "Конек-Горбунок" (6+) Александра Брянцева. Этот спектакль в 1922 году открывал Театр юных зрителей в Петрограде. Визитную карточку питерского ТЮЗа время от времени возобновляют. В седьмой раз в 2013 году это сделал Владимир Тодоров. Среди претендентов из нашего региона самый возрастной — кандидат от Самарского театра драмы. Первую версию "Амадеуса" (16+) Валерий Гришко поставил в 2004 году. Спектакль по пьесе британского драматурга Питера Шеффера собирал аншлаги и стал легендой прежде всего благодаря дуэту Александра Амелина (Антонио Сальери) и Олега Белова (Вольфганг Амадей Моцарт). В 2012 году заболел Белов, вскоре не стало Амелина. Спектакль сняли. В начале 2017-го, еще при жизни Гришко и худрука театра Вячеслава Гвоздкова, вышла восстановленная версия. Теперь главные роли играют Герман Загорский и Игорь Новиков. "Грань" выдвинула спектакль "Три сестры" (16+). Это пока самая продолжительная работа Дениса Бокурадзе. Действие длится пять часов, зрительские места расставлены в непривычной для этого театра конфигурации — вдоль стен. Большую роль в этом спектакле играет пластический театр (хореограф Александр Шуйский). Одной из главных тем, по словам режиссера, становится конфликт со временем. Герои томятся в бесконечном ожидании чего-то лучшего, несбыточного, а между тем настоящее время с его возможностями утекает сквозь пальцы. В прошлом году театр представил "Три сестры" на международном Дягилевском фестивале в Перми. В программе авторитетного музыкального форума (художественный руководитель Теодор Курентзис) впервые оказался драматический спектакль. "СамАрт" попал в список с премьерой прошлого сезона — спектаклем Галины Зальцман "Возвращение" (16+) по одноименному рассказу Андрея Платонова и его же сценарию "Семья Иванова". Это мощное высказывание о человеке на фоне большой катастрофы. Если в рассказе в фокусе оказывается Алексей Иванов и его путь с фронта домой, то в сценарии — жизнь семьи в эвакуации. Совместив два произведения, режиссер перенесла историю в постапокалиптическую обстановку и сделала почти притчу о силе любви, отогревающей паровозы и оберегающей другого от смерти. С этим спектаклем "СамАрт" стал участником международного фестиваля "Молодежь. Театр. Фест" в Санкт-Петербурге и Летнего фестиваля губернских театров "Фабрика Станиславского" в Москве. По итогам второй поездки Вероника Львова получила награду как лучшая исполнительница женской роли. Самарский театр оперы и балета претендует на место в "Золотом фонде" с теми же спектаклями, которые осенью принимали участие в IX всероссийском фестивале музыкальных театров "Видеть музыку". Это опера "Мастер и Маргарита" (16+) Сергея Слонимского и балет "Раймонда" (12+) Александра Глазунова. С ними самарская труппа впервые вышла на Историческую сцену Большого театра. Премьера оперы "Мастер и Маргарита" прошла в 2023 году и стала первым полномасштабным сценическим воплощением произведения Слонимского в России. Через месяц спектакль показали в Мариинском театре. Автор новой хореографической редакции "Раймонды" Юрий Бурлака перед гастролями отметил, что именно это название особенно важно показать в Большом театре. — В этой поездке спектакль обретет свою вторую жизнь, потому что он ставился когда-то Александром Горским именно на Исторической сцене театра, — говорил худрук самарского балета. — Это серьезное испытание не только для зрителей, потому что это длинный балет, но и для нашей труппы. Я служил в Большом театре и знаю, что эта сцена — "священное чудовище". В список претендентов вошла "Повесть временных лет" (16+) Тольяттинского театра кукол. В 2018 году Александр Янушкевич поставил один из самых неожиданных спектаклей за всю полувековую историю театра. Режиссер представил фантазии на давно известные темы из первого века истории Руси. При этом текст в спектакле звучит в оригинале, на древнерусском. Здесь нет ни одной из привычных нам кукол. Актеры работают в живом плане и управляют деревянными объектами, больше всего напоминающими кегли (художник Антон Болкунов). В 2020 году "Повесть временных лет" участвовала в конкурсе национальной театральной премии "Золотая маска", позже — в нескольких профильных фестивалях. Тольяттинский театр "Колесо" попал в список со спектаклем 2022 года "Татищев. Сказание о звере мамонте" (12+, режиссер Вадим Романов). Основатель города, государственный деятель петровской эпохи впервые стал театральным персонажем. Молодежный драматический театр Тольятти претендует на вхождение в "Золотой фонд" со спектаклем "Бунин. Темные аллеи" (16+) в постановке Бари Салимова. Зритель тут встречается не только с персонажами знаменитого цикла рассказов, но и с самим писателем.
Следующая запись