САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 14 сентября. /ТАСС/. Русский музей показал более 300 знаковых произведений белорусских художников, прошедших русскую школу. Выставка "Россия — Беларусь. Пересечение судеб" в Мраморном дворце открылась в рамках Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур при участии министра культуры России Ольги Любимовой и министра культуры Белоруссии Анатолия Маркевича, передает корр. ТАСС.
Экспозиция включает произведения Марка Шагала, Леона Бакста, Ильи Чашника и других художников XIX-XX веков, которые родились или жили в Белоруссии, но получили художественное образование в России и оставили заметный след в мировом искусстве. Выставка составлена из экспонатов Русского музея и Национального художественного музея Белоруссии. Многие произведения демонстрируются в России впервые.
"Уникальный проект предстоит увидеть: триста полотен, которые связывают нас с невероятными мастерами. Но очень важно в том числе, что в таком уникальном пространстве, как Русский музей, куда приходят увидеть самые интересные, уникальные полотна, сюда со всего мира идут люди — и Санкт-Петербургский десятый форум объединенных культур тому свидетельство <…> есть возможность увидеть те картины, которые представлены впервые", — сказала Ольга Любимова на открытии выставки.
Как рассказал Анатолий Маркевич, договоренность о проведении такой выставки была достигнута около года назад, подготовка к ней велась в сжатые сроки, но очень тщательно.
"Мы в какой-то степени хотели удивить нашего посетителя великим достоянием музеев России и Белоруссии, потому что многие картины не покидали залов наших музеев, и было принято решение, что путь предстоит — недалекий, но очень важный для нас. И этот путь мы прошли достойно. Эта выставка, которая сегодня насчитывает 300 уникальных работ — картины, скульптура, графика — подчеркивают уникальный путь, который прошли Белоруссия и Россия: духовный путь становления. И сегодня мы чувствуем эту дружбу и поддержку, потому что выставка связана с доверительным отношением между музейными работниками, министерствами культуры, нашими странами", — сказал он.
Как сообщила генеральный директор Русского музея Алла Манилова, в конце года эта выставка переедет в Минск.
Белорусская школа
Классическое русское и белорусское искусство объединяет общая школа. В XIX столетии юные художники из белорусских земель отправлялись для получения профессиональных навыков в Санкт-Петербург и Москву. По окончании обучения в Академии художеств Василий Сазонов, Иосиф Олешкевич, Ян (Иван) Хруцкий, Кондратий Корсалин, Аполлинарий Горавский и Леон Бакст получили звания академиков. На рубеже XIX — ХХ веков у русских и белорусских художников формировалось сходное художественное видение, основанное на общей школе и схожести художественного мировоззрения.
В XX веке ситуация изменилась, для деятелей искусства стало традицией, овладев профессией, возвращаться в родные места. Художественные школы создавались в Витебске, Полоцке, Гомеле, Гродно и в Минске. Витебск стал центром общероссийского значения. Здесь с 1918 по 1922 год жили и работали великие художники-авангардисты: Казимир Малевич, Марк Шагал, Эль-Лисицкий. Там же открылась Витебская школа "нового революционного образца", преобразованная Малевичем в Государственные художественные технические мастерские.
В 1945 году начала функционироваться Белорусская государственная Академия искусств. Появление собственной художественной школы укрепило художественные связи двух наций: белорусские художники не потеряли интерес к русскому искусству, многие из них учились, выставлялись и жили в России, при этом не забывая о национальных корнях.