Эксперты "Реального времени" — о перспективах авиапрома и новшествах, которые продемонстрируют гостям саммита БРИКС
Символичным оказался визит в Казань в первый день саммита БРИКС первого вице-премьера России Дениса Мантурова. Он осмотрел новые цеха Казанского авиазавода, самолеты и вертолеты, оценил ход работ по импортозамещению и ознакомился с экспонатами, которые будут представлены высоким гостям республики на выставке "Сделано в Татарстане". Подробнее об отечественных новинках авиационной техники, гарантиях успешного импортозамещения в отрасли и перспективах российского самолетостроения — в материале "Реального времени".
План — 20 самолетов в год
Первый заместитель председателя правительства России Денис Мантуров вместе с раисом Татарстана Рустамом Миннихановым накануне побывал на авиастроительных предприятиях госкорпорации "Ростех". На АО "Туполев" осмотрел строящиеся и модернизируемые цеха и оценил степень их готовности. Из 24 объектов запущены 9, а оставшиеся 15 должны быть сданы до конца 2026 года.
Как сообщается на официальном портале правительства России, Мантуров осмотрел новое высокотехнологичное оборудование для изготовления крупногабаритных деталей самолетов — российский портальный пятикоординатный фрезерный обрабатывающий центр, который позволяет изготавливать комплектующие из алюминиевых сплавов, в том числе детали крыла с максимальным размером до 24 метров.
Потяжелевший "Ансат"
На Казанском вертолетном заводе Денису Мантурову продемонстрировали основные производственные цеха, где выпускаются вертолеты семейства Ми-8/17, многоцелевые Ми-38 и легкие вертолеты "Ансат", а также опытный образец легкого однодвигательного вертолета Ми-34М1, оснащенный двигателем ВК-650. Замглавы правительства также осмотрел строящийся корпус механосборочного производства, вертолеты Ми-8МТВ-1 и новейшие многоцелевые Ми-38.
Дениса Мантурова проинформировали об успешном выполнении программы импортозамещения — о том, что на вертолете "Ансат" заменены на отечественные все иностранные компоненты системы управления и автопилота и установлены российские двигатели ВК-650В. Ему также доложили о реализации программы модернизации "Ансата", направленной на увеличение его взлетной массы, установку противообледенительной системы и увеличение дальности полета до 640 км (до 800 км с дополнительным топливным баком).
"Ситуация стала меняться"
Он напомнил, что на НПК "Пермские моторы" готовятся к серийному выпуску нового отечественного турбовентиляторного двигателя пятого поколения ПД-14 и разрабатывают двухконтурный турбовентиляторный двигатель сверхбольшой тяги ПД-35 и двигатель ПД-8 для "Суперджета" (последний был оснащен французским двигателем, который сегодня сложно полноценно обслуживать).
Лопатин отметил, что двигатель во многом определяет качественные и количественные характеристики самолета — он должен быть эффективным и иметь надежный ресурс. По его мнению, тот факт, что в России удалось возродить производство самолетных двигателей, внушает оптимизм в отношении всей отрасли и уверенность в том, что планы по выпуску новых летательных аппаратов будут выполнены:
— На самом деле ведь самолеты строит достаточно много стран — более двадцати. А вот двигатели строят, имеют полный цикл производства, только пять стран в мире. Соответственно, наша страна эти компетенции имеет.
"Можем напрячься и сделать, когда надо"
Беляев подчеркнул: необходимо не только двигатели, но и все остальные системы заменить на отечественные — или импортозамещение не состоится, а российские самолетостроение и вертолетостроение останутся зависимыми от импорта. Эксперт напомнил, что еще в 90-х годах прошлого века руководство нашей республики ставило вопрос об отказе от "Боингов" и строительстве российских самолетов.
— Если все сегодняшние обещания будут выполнены, и при этом все, абсолютно все, детали, компоненты и устройства будут нашими, можно будет говорить о возрождении авиации, — считает он. — В истории нашего государства были периоды, когда мы производили больше 100 самолетов в год. Да, это было во время Великой Отечественной войны, но тем не менее было же! Значит, мы все-таки можем напрячься и сделать, когда надо! И вот этот план выпускать 20 самолетов в год, он осуществим при определенных условиях, в том числе при полном наборе российских комплектующих.
Предложить достойную заработную плату и уважение
Эксперты "Реального времени" отметили, выполнение планов по импортозамещению в области самолето— и вертолетостроения невозможно, если не обеспечить производство квалифицированными кадрами.
— Специалистов в области самолетостроения, вертолетостроения, двигателестроения в России готовит достаточное количество университетов, — говорит Алексей Лопатин. — Имеются и образовательные центры. Но нужно еще, чтобы у ребят, которые оканчивают университеты, была достойная заработная плата. Потому что авиационный конструктор, конструктор-двигателист — это профессии, которые требуют огромных знаний во многих областях. Учиться этим специальностям трудно, их абитуриенты выбирают осознанно, и если им не предложить достойную заработную плату и реальный соцпакет, который предполагает не талоны на бесплатное питание, а например, возможность получить жилье, они уйдут в другие отрасли, где все это получат.
Вопрос о достойной заработной плате, причем не только для инженерных работников, но и для тех, кто стоит у конвейера, считает первостепенным и Владимир Беляев. Только он считает важным и еще один аспект — кроме денег, работникам нужно уважение:
— Рабочим надо нормально платить и относиться к ним хорошо. Очень важно, чтобы мотивация была не только материальная, но и нравственная, чтобы на производстве не было хамства и произвола, чтобы над работодателями был контроль. Это должно стать также стимулом для роста нашего авиастроения. И тогда не надо будет искать трудовых мигрантов, чтобы заполнить пустующие рабочие места.