К 2027 году международные авиакомпании должны либо перейти на биотопливо, либо платить за выброс парниковых газов. Поэтому на круглом столе Комитета Совфеда по экономической политике 22 октября обсудили развитие производства и использования биотоплива в России. По словам экспертов, в стране множество видов сырья для его создания — от подсолнечного жмыха до водорослей и бытовых отходов. В перспективах перехода на возобновляемые ресурсы разбиралась «Парламентская газета».
Безопасный след
Международная организация гражданской авиации разработала программу CORSIA, согласно которой с 2027 года все ее участники должны компенсировать выбросы парниковых газов, если они превышают уровень 2019 года. И российские авиакомпании тоже подписали этот документ. Теперь они встали перед выбором: переходить на биотопливо или платить штрафы.
В среднем ежегодно мировая авиация потребляет около 300-330 миллионов тон топлива. Заменить к 2027 году такое количество горючего из нефти для многих сложно. Поэтому, по словам заместителя председателя Комитета Совфеда по экономической политике Юрия Федорова, тему производства и торговли биотопливом сенаторы берут под свое крыло.
Как рассказала эксперт из Университета нефти и газа имени Губкина Ульяна Махова, переход на топливо для авиации, созданное из растительных масел и отходов, вполне возможен: «На данный момент доступно восемь технологий, которые сертифицированы в соответствии со стандартом. Большая часть технологий сосредоточена именно на массовом сырье, которое наиболее легко перерабатывать в авиационный керосин. Помимо этого, конечно же, развиваются технологии переработки более сложного сырья».
Горючее из отходов
Популярные виды биотоплива делают из сельскохозяйственных культур, растительных масел, животных жиров, отработанных масел и древесной биомассы.
«После получения этанола остатки можно использовать в дальнейших технологических процессах для получения крахмалов и глютенов, различных кормовых добавок, — рассказал профессор высшей школы бизнеса Михаил Аким. — То есть получается экономика замкнутого цикла. В том числе и потому, что это тоже возобновляемое сырье. И это может использоваться в зонах рискованного земледелия. Например, в Омске в год собирают до сотни тонн низкосортной пшеницы, которая просто выбрасывается. А ее можно вовлекать в оборот. Это действительно полезная и нужная экологическая тенденция».
Эксперты рассказали, что кроме преимущества в технических характеристиках у биотоплива есть и экологические плюсы. Например, растворимость в воде вчетверо ниже, чем у бутиловых эфиров. А значит, нет большого накопления ядов. Оно менее летучее, что не дает ему проникать в почву. А еще оно лучше сорбируется.
Переход на биотопливо поможет и понизить уровень канцерогенов в воздухе. По словам ученых, выработка из самой низкосортной пшеницы позволяет получать топливо с более высоким октановым числом, доходящим до 115. Оно может заменить до 10 процентов в составе бензина, что значительно улучшит его качественные характеристики и позволит дольше эксплуатировать двигатели.
Полет на фритюре
Недавно ученые Томского политехнического университета разработали экологичное топливо для самолетов. Оно создано специально для гражданской авиации и изготавливается из промышленных отходов нефтеперерабатывающих заводов и растительных масел — рыжикового, таллового и рапсового. В этом топливе относительно низкое содержание ароматических компонентов, образующих сажу. Это позволит снизить уровень вредных выбросов в окружающую среду, сказано на сайте учебного заведения.
Образцы этого биотоплива уже прошли испытания на характеристики зажигания и горения — разработка ученых соответствует нормам.
А «Газпром нефть» 20 июля 2023 сообщила, что произвела первую в России заправку морского судна топливом, сделанным из переработанного масла. Рецептура разработана на основе низкосернистого судового топлива и отработанного фритюрного масла — им поделилась крупная российская сеть фастфуда. Новое топливо соответствует техническому регламенту и может использоваться на большинстве морских и речных судов.