Общество

Российские древности: Благовещенский собор Казанского кремля

«Российские древности» уже знакомили читателей с одним из главных символов славного города Казань — башней Сююмбике. Рассказывали мы и о самом Кремле, и о надвратном храме в нем. Сегодня мы приглашаем продолжить знакомство с историческим архитектурным наследием тысячелетнего города. Благовещенский собор Казанского кремля сегодня является древнейшим памятником архитектуры из сохранившихся и ведет свою историю с середины XVI века, когда царь Иоанн Грозный распорядился возвести на территории кремля храм.Литография Э. Турнерелли. 1839 г.Первоначальная деревянная церковь была заложена 4 октября 1552 года, когда царь Иоанн IV въехал в город, построена за три дня и освящена 6 октября 1552 года в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В декабре того же года царь повелел известным псковским мастерам Постнику Яковлеву и Ивану Ширяю собрать артель и отправиться в Казань для строительства каменного храма. Однако строительные работы начались лишь несколько лет спустя и продлились до 1562 года. К тому времени была учреждена Казанская епархия и назначен первый архиерей — архиепископ Казанский и Свияжский Гурий, а деревянный храм Благовещения стал кафедральным собором. Строительство каменного собора началось в 1561 году и велось на средства государственной казны.Вид с юга. Фото Алексея Паевского, март 2022 годаНесмотря на то, что за годы своего существования собор неоднократно реставрировался, достраивался и перестраивался, сведения о его первоначальном облике сохранились в документальных источниках. Благовещенский собор, выстроенный в традициях псковской архитектурной школы, представлял собой шестистолпный крестовокупольный храм с тремя апсидами и пятью главами. Отмечается также, что в отличие от современного облика, главы имели шлемовидное завершение. Высота храма составляла около 30 метров. Внутреннее убранство храма, в соответствии с его высоким статусом, отличалось богатством. Иконостас был выполнен на золотых фонах, за исключением двух местных икон — «Троицы» и «Николая Чудотворца», выполненных на «бели». Стены покрывала фресковая живопись, следы которой сохранились в западной части, несмотря на многочисленные пожары и следовавшие за ними подновления. Так, реставрация внутреннего убранства собора в 90-х годах ХХ века обернулась обнаружением древнейшего фрескового изображения Казанской иконы Божией Матери (XVII в.). Интересно, что настенные росписи появились значительно позже возведения храма. Первые фрески относятся к 1690-м годам.Современный интерьер храма. Фото Алексея Паевского, июнь 2024 годаСовременный интерьер храма. Фото Алексея Паевского, июнь 2024 годаФреска собора. Фото Алексея Паевского, июнь 2024 годаБоковые приделы — в честь благоверных князей Бориса и Глеба и святых Петра и Февронии — были пристроены позже, в конце XVI века. Вероятно, что приделы имели симметричное расположение и структуру. Интересно, что приделы эти неоднократно достраивались, перестраивались и меняли посвящение. Исследователи отмечают скудость иконного убранства приделов, а также их, вероятно, случайный, даже хаотический, подбор.Храм в 1912 годуКаменная пятиярусная колокольня высотой более 50 метров была построена позже, в первой половине XVII века на месте деревянной звонницы. Колокольня не сохранилась до наших дней, но по имеющимся документам и изображениям можно говорить о композиционном сходстве с башней Сююмбике.Фото колокольни летом 1929 г. в период подготовки к ее разбору. Фото из CD «Экскурсия по старой Казани»Так историк и этнограф Михаил Пинегин обращает внимание на «сочетание татарского вкуса с древне-русским: первые этажи возведены под сильным влиянием архитектуры соседней Сююнбекиной башни, а у верхних — стиль колокольни Ивана Великого. Вместо крыши она живописно покрыта разными теремками…». Колокольня увенчивалась «прорезным крестом с венцом и голубицею Ноева ковчега». На нижнем ярусе находился самый большой колокол Казани весом около 2,5 тонн. Под звонницей располагался небольшой храм в честь святой мученицы Ирины, но был закрыт из-за ветхости и открыт заново после восстановления на средства местного купца Чижова.Почтовая открытка нач. ХХ векаВ таком более или менее постоянном, несмотря на то, что неоднократно горел, облике собор просуществовал до начала XVIII века.Исследователи отмечают, что отправной точкой масштабных обновлений и перестроек можно считать 1694 год, когда в результате очередного разрушительного пожара потребовалось обновление всего внутреннего убранства. Сохранившиеся свидетельства позволяют в полной мере ознакомиться с содержанием и результатами этих работ. Так, новый иконостас, установленный в храме, был выполнен в барочном стиле в золоте и с большим количеством резных элементов. Окна собора были растесаны. Обновлена рака с мощами святителя Гурия, находившаяся у южной стены и перенесенная сюда в 1630 году из Спасо-Преображенского монастыря.Вид с востока. Фото Алексея Паевского, июнь 2024 годаПримечательно, что в описях того периода фигурирует только Борисоглебский придел, который также был обновлен, но убранство имел более скромное нежели главный объем храма. Вероятно, северный придел в честь Муромских чудотворцев был частично переделан под церковную ризницу, а частично был разобран для того, чтобы соединить Благовещенский собор и нововозведенную на месте погибшей в пожаре Богоявленской церкви теплую Рождественскую церковь.Восстановительные работы включали масштабные росписи внутренних стен, а также фасадов. Содержание росписей детально неизвестно. Частые пожары уничтожили первоначальный декор почти полностью, за исключением некоторых фрагментов. По свидетельству Петра Дульского, «в центральном своде располагалась «Новозаветная Троица», ошибочно атрибутированная как «Отечество», в северном находилась фигура Христа с чашей, окруженного ангелами, в южном — фигура Саваофа в ореоле, в юго-западном — святые в молении у престола, над которым в облаках изображен Спаситель».В 1736 году произошла замена завершений пятиглавия. Вместо шлемовидных куполов поставлены луковичные. Кроме того, с западной стороны появилась одноэтажная трапезная.Барабаны собора. Фото Алексея Паевского, март 2022 годаСледующая реконструкция собора относится к первой половине XIX века. Причиной снова стал сильнейший пожар 1815 года, от которого пострадала вся территория Казанского кремля. Разрушения и ущерб были настолько велики, что Собор Благовещения простоял в запустении два года. С 1817 по 1821 годы была восстановлена разрушенная трапезная часть, пострадавшие от огня стены, кровля, полы были заменены. Внутреннее убранство, выгоревшее полностью, обновлено. Кроме того, серьезным изменением стало проектирование и создание отопительной системы храма.Новый, пятый по счету, иконостас работы московского мастера Быковского был значительно меньше предыдущих, богато декорирован ажурной резьбой, колоннами и золотом. Большая часть икон, украшавших внутреннее храмовое пространство также сгорела в пожаре.Освящение восстановленного собора состоялось в 1821 году. Тогда же было решено разобрать пришедшую в упадок Рождественскую церковь. Изначально предполагалось, что на ее месте будет построен новый теплый храм. Однако визит императора Николая I в 1836 году обернулся предложением возвести новую теплую трапезную, проект которой был поручен казанскому архитектору Фоме Петонди. В результате появления высокой двухсветовой трапезной, расширения за счет включения бывших приделов в основной объем здание собора увеличилось с западной, северной и южной сторон. Южный придел был переосвящен в честь Рождества Христова, северный (где находилась ризница) — в честь святых Бориса и Глеба. Фактически в этот период сформировался облик Благовещенского собора, каким мы его знаем сегодня.При реконструкции Борисоглебского придела под ним была обнаружена келья святителя Гурия, сложенная из волжского известняка, который служил основным строительным материалом для возведения собора. На стене кельи — Нерукотворный Образ Спасителя, возможно, написанный самим Гурием.Иконостас главного престола храма. Фото 1910 г. Из фотожурнала «Казанский Кремль — история длиною в тысячелетие»Следующая реставрация случилась в 1855 году. Основной причиной опять стал пожар, к счастью, нанесший ограниченный ущерб. Ремонтно-восстановительные работы включали замену иконостаса, который к тому моменту заметно обветшал. По инициативе Казанского архиепископа Григория был перестроен. За основу проекта перестройки предложено взять иконостас Успенского собора Московского кремля, который также служил образцом для создания иконостаса времен святителя Гурия. Иконопись выполнял казанский мастер Гагаев. Фрагменты демонтированного иконостаса можно увидеть в экспозиции Музея изобразительных искусств Республики Татарстан.Позднее, в 1869 году, было заново расписано внутреннее соборное пространство. Работы велись под руководством известного художника и иконописца Николая Софонова и завершились в августе 1870 года. Мнения относительно росписей разнятся от восторженности относительно строго византийского стиля изображений до сомнений в высокохудожественной ценности. Примечательно, что росписи коснулись и столбов, которые ранее были украшены иконами в киотах. Наиболее древние и почитаемые иконы были перенесены в трапезную.Автор фото П. В. Клепиков. Негатив из фондов Музея архитектуры им. А.В. ЩусеваРеконструкция начала XX века проводилась с 1906 по 1909 годы и затронула в первую очередь пол, который переложили мраморной плиткой, и настенную живопись. Было проведено паровое отопление и электричество. Обновлены придельные храмы, один из которых переосвящен в честь святителя Гурия, и отремонтирована колокольня.Фотография, выполненная С. М. Прокудиным-Горским в 1911 г.Грянувшая революция стала драматическим поворотом в истории Благовещенского собора. В результате боев за Казань и интенсивных артиллерийских обстрелов Казанского кремля купола собора оказались разрушены. Собор, так же как и остальные кремлевские церкви, был закрыт и опечатан, а территория кремля объявлена закрытой военной территорией. Большевики разрешили вынести только несколько икон и раку с мощами Гурия. Остальное имущество, включая разную церковную утварь, книги, иконы, были разграблены, многие — утеряны безвозвратно. Лишь малую часть удалось сохранить от разорения.В период с 1920 по 1925 годы храм продолжил работу, но, в конце концов, был закрыт и передан под государственный архив, что можно считать большой удачей, поскольку таким образом здание собора избежало участи многих прочих церковных сооружений, отданных под производственные помещения и разрушенные ненадлежащим использованием.Соборная колокольня была снесена в 1922 году, немногим позже разобрано крыльцо авторства Фомы Петонди.Только в 1977 году началась масштабная работа по восстановлению и реставрации Благовещенского собора, в 1996-2005 годах она была продолжена.Отдельно стоит сказать о некрополе Благовещенского собора. Согласно сохранившимся источникам, в стенах храма нашли упокоение 17 казанских митрополитов и архиепископов. Захоронения располагались в нижнем (цокольном) храме Всех Святых, Борисоглебском приделе, а также вдоль северной и южной стен. В советский период захоронения подверглись разорению за исключением тех, что находились в главном храме вдоль стен.Вид с юго-востока. Фото Алексея Паевского, июнь 2024 годаСегодня гости и прихожане могут видеть величественное белокаменное строение действующего храма с пятью главами, пятью апсидами (три основного объема и две придельные) и двумя приделами с юга и севера. Шесть круглых столпов держат свод. Фасад украшают ажурные пояски и ложные арки, стены имеют килевидные завершения, боковые главы голубого цвета украшены золочеными звездами. Центральная грушевидная глава венчает барабан в стиле украинского барокко.Апсиды храма. Фото Алексея Паевского, март 2022 годаНа протяжении всей своей истории Благовещенский собор был центром притяжения верующих. Сюда с паломничеством приезжали многие известные люди, оставившие след в истории страны. Здесь принимали императоров и членов императорской семьи.Текст: Мария Буклаева

Российские древности: Благовещенский собор Казанского кремля
© InScience

Источник: news.rambler.ru

Похожие записи

В Перми приняли бюджет города на 2025-2027 годы

В Перми отремонтируют храм-часовню Стефана Великопермского

В Ижевске вновь пытаются найти подрядчика на отлов и содержание бездомных животных

В Перми уличный туалет испортил памятник балерине

На участке улицы Кураева закроют движение

В Тамбове открылась выставка расписных конских упряжных дуг

Мемориал погибшим в Беслане открыли в Вологде

Некоторые автобусы в Костроме поменяют маршруты ради Рождества

Жители Самарской области в 2023 г. на 2% чаще обращались в прокуратуру

Мэр Вологды анонсировал показ интервью Путина журналисту Карлсону в кинотеатре

Ближе к Дальнему: в Приморье выпустили интерактивный путеводитель

Первый отечественный тренажер-симулятор управления агробизнесом создали «Август» и Digital Pill

Ваш комментарий

81 − = 78

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Подробнее