Новости Москвы

«Родные просторы»: в Музее Победы открылась выставка художника-фронтовика Евгения Смирнова

«Родные просторы»: в Музее Победы открылась выставка художника-фронтовика Евгения Смирнова

© Вести Подмосковья

28 февраля в Музее Победы на Поклонной горе открылась выставка художника-фронтовика Евгения Васильевича Смирнова (1914-1974). Ее название «Родные просторы» говорит само за себя: на полотнах изображены мотивы Русского Севера и горного Юга. Отраженные в творчестве, эти непохожие края занимали значительное место в душе и биографии Евгения Васильевича. 

«Экспозиция приурочена к 110-летию художника. Проект подготовлен Музеем Победы совместно с Музеем землеведения МГУ им. Ломоносова. Многие полотна впервые представлены широкой аудитории. Евгений Васильевич был очень трудолюбивым и скромным, не спешил выносить свои творения на всеобщее обозрение. Его картины — не просто запечатленные мгновения, а еще и глубокие философские раздумья о человеке и его предназначении. Центральное место занимает картина «По местам битвы за Кавказ» из серии «Думы о Прометее» 1972 года. Сюжеты «Тишина», «Беломорье», «Голубые зори», «Северное серебро» и ряд других посвящены Русскому Северу. Они были написаны в 1950-1960-х», — рассказала пресс-служба Музея Победы. 

Малой Родиной будущего художника был небольшой городок Михайлов под Рязанью, разделенный притоком Оки — рекой Проней. В этом месте, окруженном живописными лугами, 19 января 1914 года в семье портного родился Евгений Смирнов. С четырех до семи лет маленький Женя осваивал азы иконописи. Затем подрос и в пятнадцать лет в одиночку перебрался в Москву на учебу. Познакомился с медициной под руководством академика Георгия Сперанского, в 1931 году поступил в 1-й Московский медицинский институт. Тогда же умудрялся совмещать точную науку с продолжением творческого пути, обучаясь в Художественном институте им. Сурикова. 

Надо сказать, что еще в начале тридцатых в сердце Евгения Васильевича прочно укоренилась любовь к альпинизму. Он совершал восхождения на Памире и Кавказе, принимал участие в экспедициях с другими спортсменами, наносил на карты горные хребты Памира и Тянь-Шаня. Видя вокруг удивительные края, так отличающиеся от московских улиц, Смирнов отражал их характер в своих набросках, даже когда находился в тяжелых полевых и климатических условиях горных и северных районов. 

Первые работы Смирнова были представлены на выставке «20 лет РККА» в 1938 году. Затем грянула Великая Отечественная война. Евгений Васильевич служил врачом на Калининском фронте, участвовал в боях за Смоленск и битве за Кавказ. В феврале 1943 года в составе штурмового отряда альпинистов снимал нацистские флаги с Эльбруса. «В августе 1942 года силами нескольких альпийских рот гитлеровцы подняли на вершину Эльбруса два черно-бело-красных флага. На штурм вражеских штандартов пошли три отряда советских альпинистов, сражавшихся на перевалах Кавказа. Они сорвали нацистские флаги и водрузили вместо них советские знамена. В один из отрядов как раз входил Евгений Смирнов», — объяснили в Музее Победы. С войны художник вернулся в звании капитана и с медалью «За отвагу».

Пережитое на фронте не отвернуло Евгения Смирнова от кисти и холста. Он продолжил писать картины, вступил в Союз художников СССР и все так же стремился путешествовать, будучи инструктором и мастером спорта по альпинизму. Под впечатлением от поездок рождались новые пейзажи южных долин и гор, северных частей Советского Союза, которые он ежегодно навещал в течение тридцати лет. В его творчестве нашлось место и видам средней полосы России, в частности подмосковным. Кроме того, Евгений Васильевич создал авторскую технику подготовки холста и грунта, самостоятельно готовил краски с повышенной временной стойкостью. 

На выставке «Родные просторы» можно ознакомиться и с работами, предоставленными Музеем землеведения МГУ им. Ломоносова. Картины передают все то же величие гор, сполна воспетое живописцем Смирновым: «Эльбрус», «Высокогорный Кавказ. Шхельда и Бжедух», «Высокогорный Памир»… А еще несколько полотен посвящены другой части нашей страны — Алтайскому высокогорью. На них возвышается знаменитая заснеженная Белуха, среди вершин в безмолвии дрожит водная гладь Аккемского озера. «В нашем музее картины Евгения Васильевича выполняют учебную функцию. Это ведь собрание ландшафтной живописи!» — подчеркнул директор Музея землеведения МГУ им. Ломоносова Андрей Смуров. 

Конечно, в музее и в свободном доступе имеются некоторые факты из биографии художника. Однако нет никаких подробностей, личных записей. По словам куратора выставки Елены Ремизовой, не удалось найти и наследников. Но благодаря «Родным просторам» каждый сможет прикоснуться к внутреннему миру Евгения Васильевича и представить себе пройденный им жизненный путь.

Посетить выставку «Родные просторы» можно до 25 апреля. 

Источник: news.rambler.ru

Похожие записи

Московский этап многодневной велогонки «Две столицы». График перекрытия улиц Москвы

Свыше 1,4 млн пассажиров обслужил нижегородский аэропорт в 2023 году

В Петербурге изменится расписание работы станции метро «Проспект Славы»

Собянин: началось строительство нового тоннеля Рублево-Архангельской линии метро

В Махачкале открыли обновленный парк имени народного поэта Сулеймана Стальского

В Калининградской области до конца рабочей недели ожидаются метели и ветер до 17 м/с — синоптики

30 залпов – салютные расчеты Балтфлота готовятся к праздникам

В ближайшие выходные в Удмуртии продолжится потепление

Сергунина поздравила победителей и призеров конкурса «Московская A Cappella»

Жители Подмосковья за три года 66,7 млн раз оплатили «Тройкой» общественный транспорт Московского региона

Москвоведы и фотографы рассказали про лучшие места для осенних фотосессий

Пешеходную зону вдоль дороги на улице Веденяпина отремонтируют

Ваш комментарий

91 − 85 =

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Подробнее