Рижский вокзал, который долгое время называли самым тихим в Москве, откроется для пассажиров спустя полтора года реконструкции. Он станет крупнейшим пересадочным узлом, который свяжет транспортные системы столицы, а в будущем будет соседствовать с новым вокзалом высокоскоростной магистрали, благодаря которой путь из Москвы в Санкт-Петербург займет чуть больше двух часов. Первый поезд на обновленном вокзале встретят меньше чем через две недели — 1 сентября. У главного входа в здание уже повесили табличку, возвещающую о долгожданном открытии.
Рижский вокзал, который находится на пересечении проспекта Мира и улицы Сущевский Вал, — единственный в Москве, здание которого расположено параллельно железнодорожным путям, а не перпендикулярно. Такое расположение, к слову, присуще провинциальным вокзалам. Масштабная реконструкция путевой и пассажирской инфраструктуры стартовала 1 марта прошлого года. Ее цель, по словам руководителя департамента строительства Москвы Рафика Загрутдинова, — сделать удобный пересадочный узел между транспортными системами города, объединяющий четыре вида рельсового транспорта.
Пока поезда проезжают станцию "Рижская" без остановки. Пригородные поезда перенесли на Курский вокзал, поезда на Великие Луки и Псков — на Белорусский. Но после открытия тут начнется активная жизнь: кроме поездов МЦД-2 и двух линий метро — БКЛ и Калужско-Рижской — на станции будут останавливаться поезда МЦД-3 и МЦД-4. От "Рижской" с нового вокзала в будущем пойдут высокоскоростные поезда по маршруту Санкт-Петербург — Великий Новгород — Тверь — Москва. Кроме этого, сейчас ведутся работы по проектировке пятого диаметра, трассировка которого в том числе будет проходить здесь, а станция диаметра окажется примерно на одном уровне с действующей станцией метро — на глубине 47 метров.
На вокзале построили две новые платформы с навесами и сделали еще один выход из станции метро "Рижская"
Помимо путевого переустройства железнодорожники поставили на Рижском вокзале две новые платформы, навесы, кассовый павильон для пригородных поездов и сделали еще один выход из станции метро "Рижская", который сократит путь пассажиров к зданию вокзала. При реконструкции историческое здание Рижского вокзала не пострадало, внутри сделали ремонт, обновили пассажирскую инфраструктуру, а привокзальную территорию обустроили, сделали пешеходные дорожки, клумбы, зоны отдыха, парковки и стоянки для такси.
К слову, история Рижского вокзала любопытна. Здание из трех теремов открыли в сентябре 1901 года, и на тот момент оно считалось самым красивым, удобным и технически оснащенным, так как для освещения платформы и залов ожидания у вокзала была собственная электрическая подстанция. Вокзал соединял Москву с прибалтийскими городами и часто менял свое название — Виндавский, Балтийский, Ржевский… После реконструкции в начале 1995 года внутри здания была восстановлена уникальная лепнина и отреставрированы старинные люстры. Вокзал неоднократно становился декорацией к отечественным фильмам. Здесь, например, снимали сцены из "Семнадцати мгновений весны", "Баллады о солдате" и "Вокзала для двоих".
В начале 60-х у советской власти возникла идея снести все вокзалы Москвы, кроме Рижского, сделав его крупным железнодорожным вокзалом, который бы принимал поезда отовсюду. Полвека спустя здание вокзала хотели снести, к счастью, его вовремя признали объектом культурного наследия регионального значения, которое охраняется государством. Сейчас на территории вокзала работает музей железнодорожного транспорта.