В столице Поморья на исторической родине российского флота продолжается обустройство самой короткой и одной из самых первых набережных Архангельска — она проходит вдоль берегов реки Соломбалки. Следующей весной в Архангельске появится еще один современный променад, при этом часть его уже открыли для горожан и туристов.
Напомним: в дельте Северной Двины на острове Соломбала Петр Первый в 1693 году заложил корабль "Святой Апостол Павел" — царь лично участвовал в основании верфи и строительстве 24-пушечного судна, положив начало флоту нашей страны.
Победитель голосования
В прошлом году территория вдоль Соломбалки стала победителем голосования, которое проводилось в рамках проекта "Формирование комфортной городской среды". Жители Архангельска сделали выбор в пользу возрождения исторической набережной. В проект вошло ее обновление вдоль правого и левого берегов на отрезке от улицы Советской до Никольского проспекта. Как сообщил недавно министр ТЭК и ЖКХ Архангельской области Дмитрий Поташев, на левом берегу (со стороны храма) строительно-монтажные работы завершены:
— Здесь обустроили террасу с ограждениями, создали деревянный променад из лиственницы с пешеходными дорожками. Установили скамьи, качели, шезлонги для отдыха, освещение, а также частично оборудовали детскую площадку в экостиле. Несмотря на ограждения, установленные в целях безопасности, свободный доступ к воде сохранен.
Кстати, на исторической набережной даже пешеходные дорожки будут соответствовать стилю "деревянный Архангельск".
— В режиме эксперимента на тротуарах используется террасная доска с особой пропиткой, — рассказал глава Архангельска Дмитрий Морев. — В дальнейшем оценим этот вариант в эксплуатации и подумаем над применением на других территориях вместо обычных досок.
Правда, у Соломбалки остался незаконченным правый берег — самый сложный. А так как контракт двухгодичный, работа продолжится до мая следующего года.
"РГ" проверила: наиболее трудоемкий процесс, связанный с установкой винтовых свай (их высота — шесть и семь метров), на правом берегу набережной завершен, выполнено и каркасное основание. Подрядчики уже "одевают" его в дерево — завершают вертикальную обшивку берегов. Работы усложняет то, что вести их приходится с понтонов, а значит, процесс зависит от неустойчивой архангельской погоды.
— Срок контракта — 30 мая 2025 года — позволяет справиться без опоздания. Но темп нужно держать, — отметил Дмитрий Морев. — От имени жителей Соломбалы контроль здесь проводит представитель окружного общественного совета Алексей Бельков. Он дважды в неделю посещает объект и сообщает о достигнутых результатах.
…Монтаж ограждений на набережной планируется начать, как только поступит оборудование. А пока рабочие устанавливают металлические каркасы для лестниц — они будут спускаться на променад со стороны школы и жилого квартала. Одна из них во время визита журналистов "РГ" уже была обшита деревом.
Как сообщили в администрации Архангельска, на правом берегу набережной установят уличное освещение, беседки, внутри которых можно будет отдохнуть на скамейках. Плюс к этому жители микрорайона очень просили сделать причал для лодок, но авторы проекта от него отказались: сложное гидротехническое сооружение требует не только отдельного проекта, но и постоянного контроля со стороны профильных служб. Зато выход к реке оборудуют — решено, что для этого на набережной появится пониженная площадка у самой воды.
По словам Дмитрия Морева, после исполнения контракта на правом берегу набережной Соломбалки будут проложены новые дорожки, облагорожен газон, появятся не только светильники, но и малые архитектурные формы. Важно и то, что в дополнение ко всем этим работам член общественного совета Соломбальского округа Алексей Бельков и депутат гордумы Аркадий Пороховник организовали очистку реки от сваленных в нее за десятки лет шин и металлолома.
Оживить историю
Историческая "привязка" территории тоже вошла в проект. Как рассказали нам в администрации Архангельска, после обустройства набережной на правом берегу Соломбалки будут установлены информационные стенды, благодаря которым жители города и туристы смогут почувствовать вековое притяжение этого места. Многие впервые узнают о том, что на самом деле находятся… на берегу канала. Строить его начали еще в 1739 году для того, чтобы отделить архангельское адмиралтейство от 1-й и 2-й соломбальских деревень, а также упростить выход судов к широкому рукаву Северной Двины. А вот завершили работы по прокладке канала почти через 90 лет — в основном из-за нехватки финансирования. И все же в итоге две островные речки, Курья и Соломбалка, благодаря каналу объединились в общее водное пространство. А вдоль него закипела жизнь — появились кузницы и канатные мастерские для оснащения судов.
В последний раз набережную Соломбалки приводили в порядок более десяти лет назад — долгое время это был обычный деревянный настил вдоль берега, причем и доски, и сваи довольно быстро подгнивали и требовали регулярной замены. Одним словом, комфортное пространство для отдыха у воды в архангельской Соломбале появится впервые за всю историю острова. Вернее, уже появилось — сегодня вдоль обустроенного левого берега Соломбалки прогуливаются мамы с колясками, приходят на вечерний променад супружеские пары, а бабушки с внучатами приносят корм для уточек.
-Даже представить не могли, что недалеко от нашего дома будет такая территория — регулярно приходим сюда с сыном вечером, перед сном, на прогулку, — делится впечатлениями архангелогородка Ульяна Мезенцева. — И с нетерпением ждем, когда с левого берега можно будет переходить на правый. Надеемся, что летом появится возможность и на лодочке покататься вдоль обновленных берегов Соломбалки.
Отметим, что набережная благоустраивается в рамках президентского нацпроекта "Жилье и городская среда". Общая стоимость проекта — около 139 миллионов рублей.
План "Б"
Директор Морского музея Архангельска Евгений Тенетов предложил главе Архангельска использовать в оформлении набережной самую популярную городскую лодку — катер "Соломбалец". Спроектированный в прошлом веке по типу поморского карбаса, он и сегодня уверенно бороздит двинские просторы даже в периоды "большой волны".
Летом Дмитрий Морев обратился к северянам с просьбой помочь — ведь во дворах частных домов Кемского поселка Соломбалы и в наши дни встречаются лежащие кверху килем катера. Они давно не используются, а могли бы еще послужить — тогда у набережной появилась бы историческая приставка "корабельная". Но решение неожиданно подсказали лодочных дел мастера: легендарный катер воссоздали на верфи Мосеева острова в Архангельске.
— С руководителем Фонда возрождения деревянного судостроения Глебом Плетневым мы обсудили возможность изготовления такого катера-экспоната для украшения благоустроенной набережной Соломбалки. С начала лета для этих целей мы искали сохранившийся катер советских времен, но подходящего экземпляра не нашлось. Поэтому готовы идти по плану "Б", — рассказал Дмитрий Морев. — Первый возрожденный катер тестировали на воде перед завершением навигации маломерных судов. Руководству верфи пришлось привлекать специализированные организации, чтобы на основе старых чертежей создать судно, которое пройдет регистрацию и по праву выйдет на реку. Здесь же, на верфи Мосеева острова, по архивным заметкам мореходов мастерят поморский коч. Сохранить ремесло и корабельную историю города — задача важная.
Кстати
Все деревья вдоль Соломбалки сохранены — об этом также просили жители Архангельска. Мы лично убедились: высоченные лиственницы уже сбросили хвою, но, как и прежде, держат строй вдоль правого променада набережной. А с ними и березки — с обеих берегов.
Дрессировка по правилам
В Архангельске открыли площадку для аджилити. По проекту "Комфортное Поморье" в Соломбале обустроена первая территория для дрессировки собак — прийти сюда со своими питомцами могут все горожане. "Опыт нам необходим, чтобы приступить к созданию таких площадок и в других округах Архангельска. Инфраструктура для собак — это отклик на запрос жителей и составляющая комфортной городской среды", — отметил глава Архангельска Дмитрий Морев.