Экспериментально-правовые режимы (ЭПР) по дронам в нескольких регионах России оказались неэффективными. Это режимы в Томской области, Москве, Иннополисе, Башкирии и Ненецком автономном округе, сообщил директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития Владимир Волошин. Его слова с круглого стола в Совете Федерации приводит газета «Ведомости».

Хуже всего ситуация с дронами обстоит в Томской области, там уже принято решение о закрытии эксперимента. За несколько лет, по словам Волошина, в этих регионах не было проведено ни одного беспилотного полета. Причины везде разные — отсутствие интереса со стороны заказчиков, несовершенная законодательная база, закрытые для полетов зоны, мешающие системы радиоэлектронной борьбы.
Впрочем, были и успешные регионы. Например, в Самарской области проведено более 14 тысяч тестовых полетов дронов. Об этом рассказывает генеральный директор ассоциации AeroNext, председатель общественно-экспертного совета национального проекта БАС при правительстве РФ Глеб Бабинцев:
— Полеты в некоторых регионах не получаются, цель не достигается, потому что она изначально поставлена неверно. В основном все ЭПР, особенно первые, строились как освобождение от регулирования — для апробации бизнеса, экономики, технологий. Это все можно отрабатывать в ЭПР, но главная цель ЭПР — это проверка правовых гипотез. Если гипотеза не сформулирована, то нечего было проверять и не будет эффекта. Поиск заказчика ЭПР и апеллирование к тому, что заказчиков нет, — опять же, заказчик всегда есть, но заказчику нужно готовое действующее решение, не просто железка, не просто отдельная технология, а решение комплексное, которое позволяет безопасно, быстро, в нужный момент времени в любом направлении полететь. Это не будет возможно, пока не будут апробированы некоторые системные технологии, технологии безопасности и не будет внедрено как раз то самое [регулирование], которое пробуется с начала в ЭПР, а потом внедряется как общее. Поэтому мы сейчас предлагаем идею координации всего механизма ЭПР, который бы распространялся на все регионы России или, по крайней мере, на те регионы, в которых Минпромторгом сформированы научно-производственные центры. И тогда с такой единой постановкой правовых гипотез, единой проверкой, агрегацией всех выводов этот механизм бы заработал прозрачно и эффективно.
— В итоге в Томске Минэконом хочет закрыть.
— Вероятно, это логичная линия Минэкономразвития, поскольку они поддерживали нашу идею создания такого серийного федерального ЭПР, и, вероятно, многие пустые ЭПР целесообразно приостановить или остановить полностью, сформировать один, действующий везде, во всех регионах, включая Томск, Калугу, другие регионы. Один ЭПР, который будет системен. К 2030 году должно быть 48 научно-производственных центров в разных регионах, это значит, что будет 48 отдельных актов правительства и 48 отдельных ЭПР. Администрировать такой набор ЭПР будет крайне сложно, поэтому мы говорим, что нужно сделать единый федеральный ЭПР, который будет централизованно координироваться, это будет эффективно и системно.
Сегодня в России действует десять экспериментально-правовых режимов в сфере беспилотных авиационных систем. Суть режима — в создании исключений в правовом поле, которые помогают провести тестирования и получить протоколы испытаний.