В этом театральном сезоне уже более половины всех театров страны имеют в своем репертуаре постановки о спецоперации. Собкоры "РГ" сходили на самые яркие спектакли.
Фронтовой дневник
"Тебя дома ждут" — слова, заставляющие бойцов на фронте выжить и уберечь своих от гибели. Кемеровский Театр для детей и молодежи рассказал, как 23-летний парнишка из Тюмени вытащил на себе с поля боя тяжело раненного командира. И другие истории о мужестве, подвиге, взаимовыручке и самопожертвовании участников СВО.
Подлинные свидетельства ветеранов боевых действий, их родных и близких собраны Захаром Прилепиным, Олегом Демидовым и Алексеем Колобродовым. Постановка так и называется — "Свои". Места для зрителей расположены прямо на сцене, оформленной в черно-белых красках без полутонов. Из монологов, произносимых на максимально короткой дистанции, глаза в глаза (кажется, что слышишь биение сердец всех, кто рядом), рождается пронзительный диалог.
"Разговорился с одним из соседей, у него не было обеих ног… На безымянном пальце правой руки — обручальное кольцо", — вспоминает боец. И приводит слова соседа: "Когда меня в госпитале подлатали, я тоже к жене поехал… А она на меня смотрит и говорит, что такой муж для нее только обузой будет… Я ее не виню, слышишь? Я здесь нужен. Среди своих, таких же". Еле сдерживая ком в горле, боец повторил: "Не ну-жен"… В голосе — ни капли обиды, только грусть и немного усталости. Да как же так? Ведь это он для них, ведь это он — ради них! После разговора с соседом боец дозвонился до своей жены. "Ты наш герой, мы тебя очень любим, мальчишки ходят с твоей фотографией и ждут, когда ты домой вернешься. С одной ногой или с двумя — главное, чтобы живой!" — услышал по телефону. И обрел спокойствие и уверенность, "а это, наверное, на войне самое главное".
Из монологов, произносимых на максимально короткой дистанции, глаза в глаза, рождается пронзительный диалог
"Не нужен", "Папа, жду!", "Целехонький", "А вы что, Бог?". Все истории предельно честно отвечают на вечные вопросы, трогают до глубины души.
"Пожалуюсь Богу"
Омские актеры назвали свою постановку не спектаклем, а повествованием событий в Донбассе. "Я увидел во дворе стрекозу…" — это документальные хроники, письма, рассказы очевидцев, "окопные" стихи. Вместо декораций — софиты и мешки с песком. В притихшем зале не звучат аплодисменты, артисты не выходят на поклон.
— Мы не имеем права играть этих людей, но можем объективно излагать факты. Аплодисменты будут звучать потом, когда закончатся бои. А защитники Донбасса вернутся наконец в мирную жизнь, — считает актер Омской драмы Степан Дворянкин, побывавший в зоне СВО.
Идея туда отправиться родилась в омском военном госпитале, где он выступал с моноспектаклем перед ранеными бойцами отдельного батальона "Сомали", штурмовавшего Мариуполь и "Азовсталь".
— Команда актеров сложилась сразу, уговаривать никого не пришлось. Вместе с режиссером — актером драмы Сергеем Оленбергом — решили, что расскажем не про войну, а про людей. И денег за работу не возьмем. Пусть это будет нашим вкладом в победу, — говорит Дворянкин.
На малой сцене, освещенной софитами, шесть актеров. У каждого в руках книга "Война в Донбассе. Народная летопись". В центре зала — разбитый экран. И первые же кадры приводят в дрожь. В коридоре руин топчется испуганный малыш с перепачканным сажей лицом. Рядом — ни одной живой души…
В литературную канву постановки вплетены исторические факты, стихи, проза. Пронзительная песня Александра Розенбаума на слова Олега Русских "Я увидел во дворе стрекозу", в которой умирающий ребенок обещает: "Я, на всех на вас, пожалуюсь Богу! Я там все ему про вас расскажу…"
Постановка включена в репертуар Омского театра драмы. Лишних билетов нет. Средства от показов идут на помощь жителям Донбасса.
Масксети вместо кулис
Во Дворце культуры Гремячинска Пермского края третий раз с аншлагом прошла постановка "Дневник добровольца" по мотивам книги Дмитрия Артиса.
Небольшой зал ДК вмещает всего 290 зрителей, но мест на всех не хватает, и приходилось вносить дополнительные стулья, а некоторые смотрели спектакль и стоя. Постановщики волновались, будет ли востребовано это произведение.
— Сами не ожидали такого успеха, — говорит художественный руководитель Дворца культуры Ольга Зимарева. — Неизменно аншлаг.
Идея создать спектакль о наших бойцах на СВО появилась в сентябре. Зимарева переговорила с Александрой Борисовой, женой бывшего режиссера Чайковского театра драмы и комедии. В том городе в прошлом году ее муж хотел первым в России поставить пьесу о СВО "Смерти нет". Но по разным причинам этого не получилось, а сам режиссер, Александр Борисов, уехал на фронт добровольцем. Его жена согласилась, и они с Зимаревой выбрали "Дневник добровольца".
В небольшом городке, где население меньше десяти тысяч, Зимарева с Борисовой сумели найти 47 артистов-добровольцев. Спектакль поставлен в виде чтения страниц дневника участника спецоперации. Артисты со сцены читают их одну за другой. Вместо кулис постановщики использовали маскировочные сети, их, кстати, плетут здесь же, в ДК, местные жительницы для отправки на СВО.
— После того как спектакль прошел первый раз, нам начали звонить из других городов, — говорит методист ДК Юлия Терентьева. — Спрашивали, когда еще раз будем его показывать. Едут к нам из Перми, Екатеринбурга, Губахи, Лысьвы. Очень востребованы такие постановки.