Уникальная коллекция икон Богоматери из частных собраний московских ценителей русского церковного искусства стала доступна для широкой публики в подцерковном пространстве Смольного собора на выставке "Чтимые образы Богоматери от Тихвина до Владивостока". Экспозиция, включающая более 90 икон, впервые представляет большую часть экспонатов, ранее неизвестных широкой аудитории. Подготовленная Обществом содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова при поддержке Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге, выставка раскрывает многовековую историю иконописи.
Коллекционер Александр Шаров объясняет, что представленные работы можно условно разделить на три группы: чудотворные иконы и их списки, иконы, посвященные земной жизни Богоматери, а также иконы-иллюстрации молитв и песнопений. Представленные образы написаны в период с XV по начало XX века. У каждой иконы — своя история. Например, самая древняя из представленных больших икон — образ Богоматери Смоленской (начало XV века, то есть времена Андрея Рублева) из собрания Александра Шарова.
— Предыдущий владелец рассказал удивительную историю. Образ был вывезен из Удмуртии. В советское время был… дверью, ведущей в погреб. "Дверь" была обита войлоком, с тыльной стороны к ней была приделана кованая ручка, от которой остались отверстия. Возможно, именно благодаря тому, что икона использовалась столь утилитарно, она и сохранилась. Кто знает… — делает предположение коллекционер.
Годы реставрации позволили вернуть иконе былое величие, и теперь каждый может увидеть ее в Смольном соборе.
Еще одна интересная работа из коллекции Шарова — икона Богоматери Донской, написанная в 1571 году в московских царских мастерских. На образе есть изображения еще двух святых — праведной Марфы и Николая Чудотворца. Существует версия, что икона принадлежала несчастной царице Марфе Собакиной, третьей жене Ивана Грозного, прожившей всего две недели после свадьбы.
Фото: Пресс-служба Фонда СВОИК
Интересные истории сопровождают и более поздние работы. Например, икона "Богоматерь Владимирская с избранными святыми" XIX века, по словам ее владельца Игоря Вырикова, начала мироточить в последние годы.
— Сидим дома с супругой, и вдруг мне на голову словно капли воды попали. А надо мной как раз эта икона висела. Смотрю — по образу словно масляные потеки пошли. И это притом, что у меня в собрании есть гораздо более древние иконы, — рассказывает Игорь Выриков, владелец экспоната.
Фото: Пресс-служба Фонда СВОИК
Выставка включает произведения, поражающие утонченностью исполнения. Например, Тихвинская икона Богоматери 1894 года, созданная в Успенском монастыре Тихвина. Лики Марии и Христа словно написаны на эмали, стилистика образа повторяет, как рассказала Наталия Горькова, директор Общества имени Михаила Абрамова, традицию XVI века — покрытие штрихов в одежде золотом, символизирующим божественный свет. Рядом — не менее удивительная икона Рождества, написанная в Киеве в манере Виктора Васнецова.
Светлана Абрамова, основатель Общества имени Михаила Абрамова, представила гостям необычную икону Богоматери Боголюбской (датирована 1840 годом). Икона написана в мастерских, ведущих свою историю со времен князя Андрея Боголюбского (XII век). На иконе запечатлен Боголюбский монастырь еще до того, как он был подвергнут перестройке.
Фото: Пресс-служба Фонда СВОИК
Абрамова также рассказала, что другая икона Богоматери Боголюбской XII века, прославившаяся своими чудесами и сто лет фактически находящаяся в реставрации, сейчас экспонируется во Владимирском музейном центре. Ей посвящена отдельная выставка, открытие которой стало возможным именно благодаря поддержке Общества имени Михаила Абрамова.
Протоиерей Петр Мухин, настоятель Смольного собора, отметил значимость выставки для сохранения и популяризации духовного и культурного наследия, ведь более почитаемого образа, чем Богородица, нет на земле.
Выставка продлится до 10 декабря.