Вы уже съели все салаты? И ищете впечатлений? Желательно не у телевизора? И лучше не по заоблачной цене? Тогда запишите пару адресов. Можно успеть обернуться за один день.
Серпухов
Выставка "Фабрика авангарда. Выкройка нового мира" в Серпуховском историко-художественном музее точно из тех, ради которых можно отправиться в небольшое путешествие. Вписывать его в один день или в пару-тройку дней — это уж ваш выбор.
Этот проект в новом отреставрированном пространстве музея с неромантичным названием "Каретный сарай", на первый взгляд, один из многих, которые открывают Атлантиду русского авангарда зрителям XXI века. Дело не только в редких произведениях Давида Бурлюка, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Анны Лепорской, Ольги Розановой из трех музейных собраний: кроме Серпуховского историко-художественного музея работы дал Екатеринбургский музей изобразительных искусств и Музейно-выставочный центр Серпухова. Проект поддержал и Русский музей: помог создать мультимедийную экспозицию.
Особенно интересным этот проект делает то, что он закручен вокруг локальной истории и художественного собрания Серпуховского музея. Это не просто предъявление шедевров любопытствующей публике, а классное исследование молодых кураторов, которые его готовили в рамках программы школы Avant-Garde Lab 6 (это совместный проект Центра авангарда Еврейского музея и Энциклопедии русского авангарда). Можно сказать, итоговая работа выпускников, которые изучали историю формирования коллекции авангарда в Серпуховском музее и маршруты отдельных картин, которые передавались из Москвы в Серпухов, и далее, например, в музей Свердловска (так в проекте появился Екатеринбургский музей изобразительных искусств). Но за этим путешествием шедевров если не за три моря, то за три реки точно возникал еще и другой сюжет, увязывающий судьбу картин, изменение строя и страны и стремительно меняющуюся повседневность. Так рядом с картинами и рисунками в проекте появились изразцы, эскизы тканей, набойные доски, фотографии…
В итоге судьба авангардного искусства в родном Серпуховском музее оказалась вписана в судьбу искусства в ХХ веке.
Пять разделов проекта — пунктир большой драмы.
Первый раздел "Мастерская раннего авангарда" выглядит как пролог, где увлечение современным французским искусством, работами импрессионистов и "диких" (спасибо Сергею Ивановичу Щукину, который свою коллекцию открыл для зрителей) позволил русским художникам "встать с веком наравне".
Второй раздел "Кладовая примитива" демонстрирует, как художники перенимают не стиль, а методы французов. И если Гоген искал "естественного человека" и свежий взгляд в примитивах на Гаити, то Ларионов и Гончарова решили, что все это можно найти гораздо ближе — в русской архаике, народном искусстве и старинном письме икон.
Третий раздел "Лаборатория формы" показывает, как художники ведут уже свой собственный поиск, двигаясь прямиком к абстракции и выходу, как мы сейчас сказали бы, в 3D (хоть в рельефах, хоть в работе с фактурой).
Четвертый раздел "Новый быт" оставляет за скобками всем известный контекст, после которого абстракция оказывается не путем в горние выси духа, а тропкой к функциональному дизайну и конструктивизму. Фотографии 1920-1930-х годов из фондов Серпуховского музея показывают, как авангард шагнул из галерей на текстильные фабрики, в архитектурные мастерские, создавая новый дизайн вещей, зданий, публичного пространства.
А в финале, через долгую паузу молчания авангардистов, обвиненных в грехе формализма и не только, ХХ век вспоминает о своих истоках. Раздел "Обратное движение" представляет рисунки для текстиля времен оттепели Тамары Мухатаевой и Евгении Шестеры, графику и живопись Элия Белютина, произведения нонконформистов…
Дух эксперимента стал основной этой выставки, подчеркнули руководители проекта выпускников Avant-Garde Lab 6 Игорь Смекалов и Александр Кремер. Можно сказать, эксперимент удался…
Где: Серпуховский историко-художественный музей, ул. Чехова, 87.
Сайт: https://serpuhov-museum.ru
Когда: по 18 мая 2025
Истра
Выставка "Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви" в Музее "Новый Иерусалим".
Крупнейший межмузейный проект, в котором представлены работы из 18 музеев России и 12 частных собраний, впервые показывает с максимальной полнотой наследие Александра Лабаса 1920-х-1930-х годов. Выставку музей "Новый Иерусалим" делал вместе с Лабас-Фондом и Ольгой Бескиной-Лабас.
Александр Лабас, один из учредителей Общества художников-станковистов (ОСТ), наряду с Александром Дейнекой, Юрием Пименовым, в конце 1920-х годов выступал защитником картины, живописи. Словом, участвовал в полемике с Левым фронтом искусств, защищая станковую картину как она сформировалась за три предыдущих века европейского искусства. Традиционная станковая картина оставалась его главной любовью всю жизнь, несмотря на то, что после обвинений в формализме он сам не выставлялся, зато способствовал выставкам других — Лабас делал панорамы и диорамы павильонов СССР на Всемирных выставках в Париже (1937), Нью-Йорке (1939) и для главного павильона ВСХВ (1938-1941).
Выставка "Невесомость" (куратор Ксения Новохатько, научный консультант проекта Александр Балашов) неожиданно "соединяет" эти параллельные линии творчества художника. Пространство выставки, придуманное театральными художниками Эмилем Капелюшем, Юрием Сучковым и Яной Глушанок, напоминает не только о дирижаблях, плывущих в небесах 1930-х и на картинах Лабаса в светлое будущее, но и о диорамах и панорамах, созданных художником. Последние, впрочем, являются в черно-белых проекциях, то ли как музыкальный мотив, то ли как воспоминание, то ли как сон. Этот "проективный" мир, помещающий реальность между сценой и фильмом, сном и воспоминанием, очень созвучен той невесомости, что стала центральной метафорой на выставке Александра Лабаса.
Невесомость эта, как ни странно, несет предчувствия не космоса, а открытий сюрреалистов. Едва ли не первой работой, открывающей выставку, оказывается акварель 1920-х "Снится сон". На первом плане в уголке — абрис кровати со спящим, а весь лист занимают три огромных окна, в которых жизнь не столько городская, сколько воздушная — с самолетиками, дирижаблем, воздушным шаром над крышами домиков, лесом…
Это сновидение не похоже на эффектные картины жизни подсознания у Дали. Зато оно перекликается с поисками "проекционистов" 1920-х годов, с экспериментами объединения "Электроорганизм" и группы "Метод". Вдохновлялись их авторы (среди которых был и Лабас) идеями физиков, что энергия является реальностью. Отголосок поисков художественного языка, который мог бы говорить о невидимом текучем мире молний, электрической энергии, радиоволн, формирующем мир человека ХХ века, можно увидеть, например, в сочинской акварели Лабаса 1924 года "Телеграф у моря". И человек, и цветок, и море тут оказываются адресатами телеграфного послания нового века.
Лабас в этом проекте оказывается незнакомым знакомцем. Вроде бы знаем его как авангардиста, одного из лидеров ОСТа, художника-постановщика театральных спектаклей. Но за перевернутым миром картины авиакатастрофы, за полукружьем дирижаблей, за пейзажами улицы в утреннем тумане проступает зависающее мгновенье между прошлым и будущем. Это не пейзаж времени, скорее — портрет души.
Где: город Истра, Музей "Новый Иерусалим", Ново-Иерусалимская набережная, 1.
Сайт: https://njerusalem.ru/
Когда: до 25.05.2025
Нижний Новгород
Выставка "Хрупкость" в Арсенале (он же Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина), предлагает неожиданную точку встречи археологических памятников и современного искусства.
Эта точка встречи — их (не)вечность. Иными словами, подверженность произведений искусства катаклизмам земным и небесным, их ранимость, зависимость от случая, способность разрушаться и исчезать навеки. Это, конечно, можно считать ужасным недостатком. Но таким, который свойствен всем творениям рук человеческих. Оборотная сторона этой "слабости" — востребованность заботы, бережного отношения к миру, любви. Без этого нет археологии и реставрации, музейной работы и открытия новых художников. Собственно, без этого нет музеев и культуры.
Выставка "Хрупкость" в Арсенале как раз об этом — о хрупкости культуры, о тонкости культурного слоя, о возделывании сада. Поэтому кураторы проекта Алина Стуликова, Маргарита Маслова, Мария Кузьмина соединили древности Египта и царства Урарту, античности и Византии… Находки археологов в Геркулануме, откопанные из-под пепла Везувия столетия спустя после катастрофы, тут лишь часть общей мозаики мирового наследия.
Эти древности из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина на выставке ведут диалог с работами современных художников. Например, с видео Тани Ахметгалиевой и арт-группы "Нежные бабы". Поиски следов истории в ландшафте — вполне романтический сюжет. Конечно, отчасти и детективный. Но современные художницы фокусируются не на реконструкции событий минувшего, а на зыбкости ландшафта памяти, на выравнивании его природой и временем.
А норвежскую художницу Марианну Хеске интересует конфликт технологического и природного миров. Ее видеоживопись продолжает традиции старых мастеров, фиксирует изменения знакомого вида. Изменчивость, трансформация пейзажа тут выглядят ответом природы на вызовы технологий.
Наконец, инсталляция Дмитрия Булныгина, сделанная в технологии видеомэппинга, имитирует освещенный аквариум с рыбками, в котором быстро падает уровень воды. Инсталляция, разумеется, делалась задолго до экологической катастрофы на побережье Анапы, но оказалась точной метафорой переживания людей, внезапно осознающих хрупкость привычного мира.
Проект, созданный вроде бы как размышление о бренности, как вариация на вечную тему memento mori, оказывается гимном культуре, человечности, искусству.
Где: Нижний Новгород, Кремль, к. 6, Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Сайт: https://arsenal-museum.art/
Когда: до 23 марта 2025
Суздаль
Выставка "Борис Кустодиев. Патриархальная Россия" (куратор Татьяна Меркулова) в Крестовой палате Суздальского кремля объединила работы художника из Владимиро-Суздальского музея-заповедника и 9 ведущих музеев России.
Этим проектом музей-заповедник завершил год празднования1000-летия Суздаля.
Мир, запечатленный на полотнах Кустодиева, — мир праздничный, театральный, идеальный. Если другие художники "Мира искусства" вдохновлялись кто Францией XVIII века, кто пушкинской эпохой и поэтической усадебной жизнью, кто временем Петра, увиденным через призму "Полтавы" и "Медного всадника", то Кустодиев лелеял этот яркий мир народных гуляний, ярмарок, площадных представлений, раздолья и баса Шаляпина, русской оперы и приключений Петрушки в балагане. Утонченность его полотен соединялась с жовиальностью, красота живописи с красотой природы и энергией вольной жизни. Пожалуй, воля, раздолье, удаль тут оказываются метафорами народной силы, а почти каждая картина пленяет, словно красочная театральная декорация.
Атмосфера пряничного новогоднего Суздаля — идеальная рамка для этой выставки Кустодиева.
Где: г. Суздаль, ул. Кремлевская, д. 20 Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
Сайт: https://vladmuseum.ru/
Когда: до 25 февраля
Иваново
Один из самых великолепных музеев Иваново (да и России) — Историко-краеведческий музей имени Д.Г. Бурылина. Если искать повод туда добраться — то вот он: только что, 26 декабря, Музею промышленности и искусства, основанного Дмитрием Геннадьевичем Бурылиным, исполнилось 110 лет.
Название выставки "110 раритетов Музея Д.Г.Бурылина" в этом музее звучит простодушно и не слишком заманчиво. Право слово, этот промышленник и магнат, коллекционер и создатель музея, заслуживает большей благодарности потомков. Музей, в котором были отделы греческих, римских и египетских древностей, Дальнего Востока, картинная галерея и библиотека с читальным залом, стал порталом во вселенную мировой культуры в быстро развивавшемся промышленном русском городе.
"Музей — это моя душа, а фабрика источник средств для жизни и его пополнения", — признался однажды Бурылин слова.
Собрание Дмитрия Геннадьевича — из тех, которые надо увидеть хотя бы раз в жизни. Кажется, здесь есть все: от мумии из Древнего Египта до золотого ковша работы Фаберже…
Где: г. Иваново, ул. Батурина, 6/40
Сайт: https://www.igikm.ru/