Второй форум коллекционеров книги художника и печатной графики в Северной столице собрал 13 представителей этого уникального жанра из Москвы, Петербурга и Таллина. Он позволил наглядно увидеть тенденции развития российской авторской книги. Большинство художников — бук-артистов — представили новые работы, созданные за последний год.
Многие из них совсем не похожи на классические издания. Книга художника — это самостоятельное произведение, его авторское высказывание. Оно может быть сделано практически из любого материала и в любой форме, на литературной основе или без нее. Такие книги создаются вручную, часто в единственном экземпляре, максимум — тиражом в несколько десятков. Произведения высокого книжного искусства не продают в магазинах, а показывают в музеях и на выставках, бережно хранят в библиотеках и частных коллекциях.
Петербургский художник Александра Гамбург представила на форуме "Книгу странствий-2" в форме свитка (есть и первая часть — в форме круга). Для того чтобы развернуть всю 10-метровую дорожку из мешковины, понадобится целый выставочный зал. К ней прикреплены "страницы" с иллюстрациями и авторской каллиграфией. Содержание — поэтические строки самой художницы.
— Книги-свитки нельзя назвать редкостью, но такие длинные встречаются нечасто, — пояснила Александра Гамбург. — А я очень люблю делать именно длинные книги. У меня есть еще одна подобная работа — "Океаны". Она тоже длиной примерно десять метров, но пока туда вошли только два океана. В ней я использую природные объекты, которые нахожу на берегу моря.
А основой для книги-гармошки "Летопись леса" стали отпечатки упавшей коры деревьев. Александра создала ее за неделю в арт-резиденции на территории Костомукшского заповедника в Карелии.
Художник, поэт и издатель Михаил Погарский, один из создателей единственного в мире музея книги художника в Москве, привез в Петербург две интерактивные работы, созданные по принципу "кругов Луллия". Он вписал в эти круги комбинаторные стихотворения "Когда" и "Однажды" — каждый поворот колец создает новую вариацию прочтения.
Еще два произведения этого художника представляют собой поэтические "машины" для генерации стихотворений. Деревянные брусочки с выжженными на них словами можно вращать. В "Гипотезе Гольдбаха" меняется вся строка, а в "Мерцающем облаке поэзии" — каждое слово: число возможных вариантов превышает 288 квадриллионов. Таким образом автор показывает "необъятность поэтической вселенной".
— Очень важно, что второй форум коллекционеров книги художника в Петербурге состоялся, — считает Михаил Погарский. — Первый все-таки был пробным: мы хотели посмотреть, получится ли он и нужно ли это. Оказалось — нужно. Все участники первого форума захотели представить свои работы и на втором. Но некоторые не смогли это сделать по объективным причинам и очень переживали. Зато появились новые участники, и в их числе замечательная художница из Таллина Вера Станишевская. В результате наш форум стал международным.
Петербургский издатель и коллекционер Тимофей Марков отмечает, что для него очень важно собирать работы именно современных художников. О такой книге можно узнать гораздо больше, чем о раритете, купленном на аукционе. Ведь за каждым произведением кроется своя история. И уже получается так, что участники и посетители форумов в Петербурге могут наблюдать за ней с самого начала. Например, Михаил Погарский приступил к работе над книгой "Светлая сторона угля" в поезде на пути в Петербург на первый форум. А на втором уже была представлена готовая работа.
Дмитрий Саенко, благодаря которому российская книга художника вышла на международный уровень, за год создал целый ряд масштабных работ. В их числе — книга-объект "Война участвует во мне" со стихотворениями Александра Твардовского, Юлии Друниной и других фронтовых поэтов. Помимо самой книги, в объект входят подлинные документы и предметы военного и довоенного периодов. Другая работа — "С точки зрения воздуха": три стихотворения Бродского на авторской мраморной бумаге с коллажами из чудом сохранившихся журналов о воздухоплавании 1914-1916 годов.
Еще несколько произведений художника посвящены Пушкину — его любви к картам и дуэлям, "Пиковой даме" и "Сказке о золотом петушке". По своей традиции, перед их созданием Дмитрий Саенко провел настоящую исследовательскую работу и теперь может рассказать о поэте много интересного. Кстати, 17 октября в 18.00 художник проведет встречу на эту тему с читателями Российской национальной библиотеки.
— Я стал экспериментировать с книгами-объектами, искать на барахолке вещи, которые могут для них пригодиться. Как-то увидел там настоящий дуэльный ящик — очень красивый. И родилась идея сделать проект о Пушкине и дуэлях. Работая над ним, я многое узнал о поэте как о человеке. Оказывается, Пушкин был довольно конфликтным. Он постоянно задирал тех, кого надо было просто не замечать. А в его окружении все были дворяне: чуть что — сразу стреляться. Благо, находились люди, которые это гасили и порой даже прятали поэта от дуэлей. Тем не менее всего их было 26.
В объект вошли рукотворная книга с полным списком поединков Пушкина и мишенями, а также ящик, похожий на дуэльный.
Кроме того, музей "Книга художника" представил на форуме "Сказки А. С. Пушкина", которые создали 12 авторов из Москвы, Петербурга, Краснодара и Уфы. Другим коллективным проектом стала "Книга художницы" — над ней работали Мария Зайцева и еще шесть художниц. Свои произведения также показали Катя Ефимик, Григорий Кацнельсон, Валерий Корчагин, Виктор Лукин, Оксана Лычагина, Елена Павлова, Виктор Ремишевский, Олег Яхнин и другие.
Часть работ авторы подарили библиотеке книжной графики имени Лермонтова, где такие форумы уже становятся традицией, а также музею "Книга художника".
Справка "РГ"
Жанр авторской книги зародился в начале XX века. В России его колыбелью считается Петербург: в городе жил и работал один из патриархов этого направления — Михаил Карасик. Он создавал и издавал авторские книги, устраивал выставки, писал статьи. В результате оформилось целое движение, которое продолжает развиваться.