На сайте «Авито» появилось неожиданное даже для этой площадки объявление — о продаже железнодорожной сортировочной cтанции в Челябинске.
Она располагается на земельных учacткaх пpотяженностью более 10 км. Общая площадь — 40 тыс. квадратных метров. Длина железнодорожных путей 9800 метров. Станция продается вместе с двумя маневровыми тепловозами. Это не просто объект недвижимости, а налаженный бизнес. Грузооборот станции — 400 вагонов в месяц. У нынешнего ее владельца есть действующий контракт с ОАО РЖД.
Территориально станция находится в Металлургическом районе столицы Южного Урала. Продавец просит за объект 120 млн руб.
Трудно судить, насколько обоснована цена. Сравнить не с чем. Кажется, это единственное такого рода объявление.
Кстати, с момента появления (9 декабря) его просмотрели более 800 человек. То есть интерес есть.
Впрочем подобные предложения на рынке не уникальны. В мае, например, на той же площадке выставили на продаже станцию «Ленинская» в подмосковном округе Домодедово. Что интересно: этот бывший железнодорожный вокзал — объект культурного наследия регионального значения. В 2020 г. на аукционе заброшенную станцию за 5,5 млн руб. купил местный бизнесмен и коллекционер Вадим Федорец.
Поначалу планировалось отреставрировать вокзал и открыть здесь выставочный комплекс LeninSky с экспозицией из артефактов жизни Ленина. Но потом планы изменились. И домодедовскую станцию площадью 1050 кв. метров выставили на продажу, но уже по цене почти в 100 раз выше — за 550 млн рублей.
В отличие от челябинского лота у этой станции есть очевидная историческая ценность. Именно отсюда в 1924 г. пошел в Москву траурный поезд с телом Владимира Ленина. В то время станция называлась Герасимовской, гроб с телом Ильича донесли до станции на руках.
К 30-летию смерти Ленина здесь построили вокзал в стиле сталинский ампир. Станция считалась красивейшей во всем СССР. Трехъярусное сооружение венчает шпиль с пятиконечной звездой из золотистого стекла. Вокзал снаружи опоясывают 24 колонны, внутри еще 12.
Эксперты по недвижимости изначально говорили, что покупка такого объекта у частного собственника не очень выгодна. Информации о продаже станции «Ленинская» найти не удалось.
Интересно, кто купит челябинскую сортировочную? В отличие от подмосковного лота в данном случае речь идет не об историческом объекте, а о действующем бизнесе. Один из опрошенных «СП» местных предпринимателей затруднился сказать, насколько перспективно покупать такого рода недвижимость. Другой признался: "Были б деньги, купил!"
Параллельно возникает вопрос: как такая сделка отразится на безопасности ж/д перевозок? «Свободная Пресса» направила запрос в Южно-Уральскую железную дорогу. Ответ пришел быстро:
«Сортировочная станция, указанная в объявлении, не относится к инфраструктуре ОАО РЖД и является подъездным железнодорожным путем необщего пользования частной компании. Данный путь примыкает к станции Металлургическая ЮУЖД. В месте примыкания частных подъездных путей к инфраструктуре Южно-Уральской железной дороги установлены специальные устройства, исключающие самопроизвольный выход подвижного состава на пути следования поездов. Угроза безопасности движения отсутствует».
Это, конечно, успокаивает. Но все равно остается вопрос: что можно сделать со станцией, да еще с двумя тепловозами? Не на металл же их пускать.
Вариант с выкупом территории с последующим перепрофилированием участка под жилищную застройку не очень логичен.
Место несимпатичное в плане строительства жилья, да и неудобное. Промзона, со всеми специфическими особенностями. К тому же использовать объект можно только по назначению. Хотя, конечно, получить разрешение на перепрофилирование – дело, в общем-то, несложное. Как говорится, были бы деньги.
Влад Феркель, челябинский краевед и издатель, по поводу продаваемой станции заметил:
— Улица Монтажников — глушь глухая… Там колония рядом.
Другой известный краевед Юрий Латышев в беседе с «СП» предположил:
— Если бы это был центр Челябинска, то перспективы «облагораживания» были бы прекрасные. А в Металлургическом районе, может быть, в этом случае отстанут от улицы Социалистической.
«СП»: Отстанут, если решат строить ЖК на территории этой станции?
— А почему бы и нет? Хороший пример — район Московского вокзала в Питере.
Стоит сказать, что на улице Социалистической в Металлургическом районе Челябинска сохранился так называемый «немецкий квартал», построенный трудармейцами в 40-х годах. С этого квартала не так давно сняли статус объекта исторического наследия. Краеведы опасаются, что власти захотят его снести в силу ветхости домов, в которых пока живут люди.
В то же время с точки зрения архитектурных особенностей этот квартал — одна из «фишек» Челябинска.
Сергей Якобюк, председатель правления регионального отделения Союза архитекторов, заметил: для того, чтобы всерьез говорить о перспективах станционного участка, надо сперва разобраться, какой у него разрешенный вид использования, не было ли ранее здесь нарушений законодательства, нет ли там прав третьих лиц:
— Нужно сделать запрос в Управление архитектуры. Поднять документы. Посмотреть градостроительную документацию, что там по закону может быть. Надо поднять также Правила землепользования и застройки.
В то же время Управление архитектуры Челябинска вопрос «СП» о возможности перепрофилирования участка, где находится продаваемая станция, переадресовало администрации города. На запрос в мэрию ответа пока не поступило.
В принципе, вполне возможно, что новый собственник будет использовать станцию по ее прямому назначению. Тогда никакого переоформления и не потребуется: будут, как раньше «паровозы» гонять.
Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал