На запуск в наступившем году на пространстве ЕАЭС механизма поддержки проектов в области производственной кооперации рассчитывает руководство Беларуси. На этом акцентировал внимание своих коллег премьер-министр республики, выступая 2 февраля в Алма-Ате на заседании Евразийского межправительственного совета, передает БЕЛТА.
Роман Головченко напомнил, что в минувшем году партнерами «готовились базовые решения, предусматривающие создание принципиально нового механизма поддержки проектов в области производственной кооперации за счет их субсидирования из бюджета союза».
В настоящее время, констатировал он, на уровне членов Высшего Евразийского экономического совета и Евразийского межправительственного совета все решения приняты, определены критерии отбора проектов, утвержден и перечень финансовых организаций, которые могут принимать участие в их субсидировании.
Подчеркнув, что официальный Минск не настаивает на излишней формализации самого процесса, главное, по его словам, чтобы эти проекты были утверждены. А выделенное из бюджета ЕАЭС финансирование на поддержку производственной кооперации могло «быть освоено и в этом, и в следующем году в полном объеме».
Упомянул премьер в своем выступлении и о проекте «Евразийский электробус». Дело в том, уточняет агентство, что распоряжением совета ЕЭК заинтересованным членам союза предложено определить национальных заказчиков, координаторов и участников разработки проекта соответствующей программы. Головченко обратился к коллегам с просьбой обеспечить внутригосударственное исполнение этого решения и принять активное участие в работе над данной программой, что может привести к «углублению процессов научно-технического развития и импортонезависимости ЕАЭС», — убежден оратор.
Кроме того, он обратил внимание на необходимость продолжить процесс совместной работы по формированию объединенных энергетических рынков. Отметив прогресс, который достигнут в прошлом году в ходе переговорного процесса по столь актуальной задаче, премьер напомнил и о его огромном потенциале. По его оценке, среднегодовой объем взаимной торговли электроэнергией на общем рынке ЕАЭС пока в девять раз меньше технически возможного.
Вот почему белорусская сторона считает, что работа ЕЭК и государств — членов ЕАЭС по поиску взаимоприемлемого консенсуса должна быть активизирована. «Это касается всех рынков энергетических ресурсов», — полагает Головченко.
Еще одна инициатива, прозвучавшая на заседании, касалась перехода на безразрешительную систему международных автоперевозок грузов. Признав, что за последние 10 лет в транспортно-логистической сфере сделано немало, белорусский премьер подчеркнул, что время диктует партнерам совершенно другой темп работы.
Пока работа по переходу на безразрешительную систему автомобильных перевозок грузов, в том числе из третьих стран, ведется преимущественно на двусторонней основе. У Беларуси, сообщил Головченко, формализованы договоренности с коллегами из Кыргызстана и России. «Рассчитываем на подключение к этой инициативе армянской и казахской сторон и на большую вовлеченность в данную работу ЕЭК», — сказал он, добавив, что все государства ЕАЭС по большому счету являются транзитными.
«У нас в этом плане общий интерес, который можно реализовать только через сопряжение усилий и проведение скоординированной политики», — резюмировал премьер-министр.