«Актеры — взрослые люди? Я вас умоляю. Они, как дети и это прекрасно». Так с улыбкой Ольга Люстик отреагировала на мою реплику про то, что решать свои личные проблемы труппа может и самостоятельно. Минутой ранее я застала разговор Ольги с одной из актрис, которая изливала душу по поводу своих взаимоотношений с коллегой. Очень эмоционально и бойко, как и подобает творческому человеку. Причем, отмечу, я была уверена, что такие ситуации вообще не должны касаться Ольги. Но, как оказалось, показалось. — В чем заключается ваша работа? Можете прямо по полочкам разложить? — Моя должность — помощник художественного руководителя театра. Первая и основная задача — репертуарная политика. И я должна все время об этом помнить. Для этого по вечерам, а иногда и по ночам, читаю пьесы, а уже днем работаю с актерами, хожу на репетиции, работаю с авторами, заполняю документы, общаюсь с режиссерами, делаю рекламу, работаю со СМИ. В принципе, отвечаю за большую часть творческой составляющей в театре. И в чем особенность: если найти рекламщика — не проблема для театра, то вот моя основная деятельность требует большого опыта определенных знаний и умений, так что просто так на эту должность не пригласишь человека со стороны. Необходимо знать труппу, знать вкусы своего зрителя, знать историю, знать сильные и слабые стороны своего театра. Это самое сложное и, наверное, самое ценное в моей работе. Проекты, гранты, документы — это все мелочи, главная задача — выпустить спектакль. — Расскажите, как создается спектакль? — Сначала ищется пьеса: читаю, читаю, читаю, нахожу что-то стоящее. Несу Юрию Валерьевичу, он оценивает. Если совпадаем, значит все хорошо, ведь разница в возрасте у нас значительная. И я ему полностью доверяю, если он говорит: «Оля, что-то не то», то останавливаюсь, ищу заново. Он опытный человек, работал с легендарными режиссерами, видел легендарные спектакли, он поставил более ста постановок. Юрий Валерьевич может многое предугадать в театре. Для меня он главный, на кого я равняюсь. Вот мы согласовали пьесу, дальше ищем режиссера. Просматриваем тех, с кем уже работали, подыскиваем новых, еду в другие города, если это нужно, смотрю спектакли различных режиссеров. Нахожу. Договариваемся. Проходит год — два, режиссер приезжает в Курск со своей командой. Мы радушно их встречаем, все рассказываем и показываем, знакомим с театром, с артистами. Все, он изучил, разобрал пьесу, подготовился, начинает работать и запускается репетиционный процесс. В этот период главное — не лезть к нему, не мешать. Проходит месяц, мы переходим к обсуждению спектакля и подготовке рекламы. Все согласовывается с ним: афиша, рекламная кампания, интервью, съемки, прямые эфиры. Очень важно знать всем в театре, как презентовать спектакль, который выпускается. Работа со зрителями, продажа билетов, подготовка фотозон. Дальше — премьера. Все, выпустили. Обнимаемся, целуемся, поздравляем друг друга, он уезжает, приезжает новый режиссер со своей командой, работаем по такой же схеме. Театр немного напоминает завод, только мы производим спектакли (улыбается). — Вы сказали, что знаете вкусы курского зрителя. Какие они? — Куряне любят тёплые, красочные, музыкальные, яркие спектакли. Не буду скрывать, что самый востребованный жанр — комедия, но радует, что курянам нравятся, в частности, высокие комедии: Мольер, Шекспир,Бомарше, Кальдерон. На севере страны более холодный зритель, который часто скрывает эмоции. А на востоке страны больше предпочитают авангардные постановки. Вкусы у всех разные, это нормально и тем интереснее ездить на гастроли. Это всегда проверка для труппы, необходимо работать с новой площадкой и новыми зрителями. — Бывали провалы? — Конечно, мы их не отрицаем. Например, «Мораль пани Дульской» (12+). Ошиблись с пьесой. Это хороший спектакль, хорошая работа режиссера и актеров. Просто курский зритель не любит семейные драмы. — Было больно? — Конечно. Каждый спектакль по-своему дорог. Есть выражение: «Ни один человек в театре не хочет сделать плохой спектакль». Сделали выводы, приняли и работаем дальше. Стараемся обходить определенную драматургию. Для меня было открытием, что спектакли готовятся так долго, что с ними работают такие крупные команды. И, что важно, налаживать отношения между всем коллективом — не такая простая задача. — Когда вы собираете команду на постановку спектакля, могут ли возникнуть проблемы? Режиссер не знает труппу, его люди не знакомы с сотрудниками театра. — Трудности есть всегда. Команду нужно собрать, со всеми договориться, решить кто когда приезжает: билеты, жилье, договора- очень много нюансов. И все должны чувствовать себя комфортно. — Театр – это про любовь? — Да,да и еще раз да! Все в театре должно быть по любви. Любить и понимать каждого актера, каждого режиссера, каждую экскурсию, которую провожу, каждого зрителя. В театре все всё очень тонко чувствуют. — Курский драмтеатр — лучший? — Для меня, конечно, он лучший. Я его безмерно люблю, я работаю в нем. Уважаю коллег, многому у них научилась, знаю, что и другие театры за нами подсматривают. У нас есть свои достоинства и недостатки, но театр как ребенок, ты не перестанешь его любить. На каком-то семинаре в Москве нам задали вопрос: «Кто считает, что его театр лучший?». И руки подняли все 150 человек, которые находились в аудитории. Интереса ради, мы задали тот же вопрос директору театра, Сергею Коневу: — Конечно, конечно, лучший. Мы все каждый день делаем его таким, — незамедлительно последовал ответ.
Предыдущая запись