«Система местного самоуправления имеет некую двойственность по своей природе. Почему это называется «самоуправление»? Потому что местные граждане, живущие на земле, организуют свою жизнь так, как им удобно и нравится. Мусор, грязь, канализация, водоотведение, выгул собак, организация строительства и прочее – это текущие проблемы, которые нужно решать постоянно и регулярно. Поэтому, когда мы хотим, чтобы функции местного самоуправления осуществлялись правильно и эффективно, мы вынуждены давать больше свободы этому самому местному сообществу. А когда мы даем много свободы, возникает масса проблем, потому что как этой свободой несознательные товарищи распорядятся, никто не знает. Исходя из этого, вышестоящие структуры хотят местное самоуправление контролировать. Но как только они начинают контроль, то автоматически берут на себя функции по всем текущим делам, которыми должно заниматься местное самоуправление. И волей-неволей все негативные моменты будут делегированы выше. В России, к сожалению, в последнее время наблюдается тенденция контролировать МСУ, нежели чем давать свободу. И пусть будут недовольные, как говорится, всегда их можно приструнить. Хотя все эти мелкие нюансы накапливаются и могут привести к конкретным негативным проявлением. Нет положительных или отрицательных сторон у той или иной формы местного самоуправления без привязки к конкретным целевым показателям. Важно, что мы хотим получить в результате. Когда вводилась двухуровневая система, все прекрасно понимали, что в России самый низовой уровень системы местного самоуправления. Муниципальные образования низшего уровня чаще всего функционально нежизнеспособны, в большинстве случаев они не могут справиться с функциями, которые им предоставляют. В силу этого предполагалось, что будет определенная кооперация между более высоким уровнем и менее высоким. При этом все понимали, что решение все равно остается за регионами и, в конечном счете, за жителями тех или иных муниципальных образований. При одноуровневой модели речь идет о прямом администрировании муниципальных образований, о практически полном переходе функций местного самоуправления на уровень региональных органов власти. Такая модель менее громоздка и позволяет эффективнее организовать контроль над работой органов МСУ. Одноуровневую систему местного самоуправления проще контролировать, проще избавляться от тех, кто выступает не так, как хочет вышестоящее региональное руководство. Также контроль в данном случае предполагает, что финансы, предназначенные на решение местных проблем, можно перераспределить каким-то иным образом. К примеру, тот же самый мусор, с которым во Владивостоке проблема. С одной стороны, была здравая идея с монополизацией, но результат оказался противоположный – такое ощущение, что мусор не вывозят, а завозят на мусорные площадки, и город задыхается от нашествия крыс. Но с точки зрения решения проблем местного сообщества ни та, ни другая модели не имеют каких-то положительных или однозначно отрицательных черт. Единственный критерий, по которому можно судить об эффективности модели, – это решение вопросов местного сообщества. Думаю, лучше в любом случае не будет, по той простой причине, что уже сейчас над местным самоуправлением довлеет очень мощная контролирующая структура в виде региональных органов власти. Местное сообщество все равно ничего не решает, оно будет решать еще меньше. Большинство граждан уже и так не участвует в решении местных вопросов. Они пренебрежительно относятся к системе и органам местного самоуправления и не верят, что они могут что-то решить на своем уровне. Будут верить теперь еще меньше, но проблемы-то останутся. Мусор останется, и крысы останутся. Весь негатив пойдет в сторону прежде всего региональных чиновников. С негативом повысится внимание к их работе, а это повлечет повышение их ответственности. Но сразу хочу сказать, что даже если их будут сажать пачками, ничего не изменится. Потому что самое главное – это заинтересованность самих граждан в решении своих бытовых вопросов. Никто не лезет в квартиру человека, где он живет, и никто не должен вмешиваться в дела местного сообщества, когда оно решает, как лучше обустроить сквер, как организовать вывоз мусора. Поэтому на данном этапе никаких позитивных изменений я не ожидаю». Ранее «ФедералПресс» писал, как после реформы изменится жизнь в регионах Дальнего Востока. Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1
