Общество

Поэзия улиц в чёрно-белом: история фотографа, который «редко нажимает на кнопку»

Рассказываем историю одного фотохудожника, который уехал из Омска больше 50 лет назад, но вернулся сюда с выставкой своих чудесных чёрно-белых работ о жизни людей в других городах. Скромный мужчина с сединой на висках неспешно прогуливался по залу музея "Искусство Омска" в день открытия выставки "Человек наблюдающий" (6+). Чёрно-белые снимки одного мига из жизни людей больших и малых городов России. Через пару минут стало ясно, что этот вдумчивый человек и есть автор фоторабот. Борис Назаренко родился в Омске и юность свою провёл здесь, но в 21 год вместе с родителями переехал в Москву. Там всерьёз занялся математикой, иногда фотографируя пейзажи. О том, почему почти все его снимки чёрно-белые, как он пришёл к уличной фотографии, берёт ли в руки кисти и карандаши и какое место в его жизни занимает математика с кибернетикой, фотохудожник рассказал нашему корреспонденту в личной беседе. — Перед торжественным открытием я прошлась по выставке, посмотрела работы. Скажите, у вас все работы чёрно-белые? Почему именно такой формат? — Есть много цветных работ, но именно здесь только ч/б. Объяснение простое — я уличный фотограф, а улицы сейчас очень пёстрые. Много лет назад цвета были умеренные, гармоничные, без пестроты, и тогда можно было много снимать в свете. А сейчас и реклама, и постеры, и автомобили, и одежда разная. И эти негармоничные между собой цвета всегда попадают в кадр и разрушают композицию. А чёрно-белый цвет концентрирует внимание и скрывает отвлекающие моменты. А цветные кадры делаю там, где есть гармония цвета и он не мешает восприятию. Борис Назаренко — На выставке в Омске фотографии, сделанные в городах России. Мне показалось, что московские снимки более стремительные, а в городах поменьше, в глубинке — более уютные, спокойные. Так или я ошибаюсь? — Да. Так и должно быть. В общем-то, в глубинке жизнь более домашняя, размеренная, там люди более естественные. На улицах они как бы знакомы, они знают друг друга. Они себя на улицах чувствуют как у себя дома, они там живут. А в Москве улицы — это только что на работу и с работы бегут, стоят только на остановках. В Москве очень сложно кадры выбрать. Но и в столице, в принципе, попадаются, Москва же большая. Считаю, что всё естественно, так и должно быть. — Все кадры здесь чудесные, но один мне понравился особенно. Женщина сидит облокотившись на дерево, а за её спиной лежит ребёнок, упавший с велика. Как успеваете ловить такие моменты? Это же не постановочный кадр. — Это было снято в Измайловском парке года три назад. Просто получилось поймать момент. На самом деле все удачные кадры — случайные. Но если ты не наблюдаешь, не смотришь, то случайности этой не поймаешь. Обязательно что-то происходит, бывает, если обращаешь внимание на окружающий тебя мир. И каждый удачный кадр — это чудо. Фото автора публикации — Борис, скажите, сколько кадров отсеиваете во время пересмотра проделанной работы? — Начну с того, что на кнопку я нажимаю редко. У меня всегда с собой смартфон, иногда беру камеру. Когда я иду из пункта А в пункт Б, то всегда верчу головой. За прогулку могу нажать на кнопку раз 20, каждого кадра сделать 2-3 варианта. Возможно, из этих 20 я выберу всего один. В год у меня удачных кадров, от которых я сам тащусь, может быть штук пять. Иногда случается, что на снимках обнаруживаю то, что сначала даже не заметил, то, что не прошло через моё сознание там, на улице, а заметил только дома. Именно это делает кадр — то, что сознание, возможно, уловило, но в тот момент я этого не осознал. — Вы снимали и в Европе, и в России. Есть какая-то разница между улицами и людьми? Я сейчас не про убранство городов, а про ощущения. — По сути, разницы нет, я её не ощущаю. Отличить европейца от россиянина очень сложно. Одна культура, одна религия — есть незначительные отличия, но в целом всё одно. Возможно, в Европе более раскованные люди. Скажем, идёт там человек, одетый, как павлин, условно, и на него вообще никто внимания не обращает. А в России сбегутся посмотреть или будут разглядывать издалека, так? Обязательно. А так, в принципе, всё одно и то же. — Вы уже много лет занимаетесь творчеством, фотографией. Как за это время изменилось ваше видение, поменялось восприятие того, какими должны быть снимки? — Я впервые взял фотоаппарат, наверное, в первом классе. В детстве, естественно, я снимал родителей, знакомых — это были семейные фотографии. Также много было запечатлено закатов, рассветов, дожди, туманы, другие пейзажи. Фотографировал ветеранов, героев труда, демонстрации. А потом мне это стало неинтересно. Фотография была моим увлечением в свободное время. А вот в 2005 году я увлёкся уличной фотографией, начал снимать то, что вы видите сейчас. Я думаю, что это просто пришёл опыт. Чтобы замечать, подмечать то, что происходит на улице, успеть поймать, нужен определённый жизненный опыт. Такие кадры может делать человек в таком зрелом возрасте, как я. — Который способен заметить определённые моменты? — Естественно. Это зависит от культуры, образования, от семейных традиций, ценностей, которыми обладает наблюдающий. Фотография — это результат взаимосвязи всех этих вещей. Все люди разные и видят, снимают по-разному. — И всё же. Борис, почему вас так увлекла фотография? — Тут совсем всё просто. У меня и мама и папа увлекались фотосъёмкой. Это было так интересно: тёмная комната, красный свет, баночки разные. В начале 60-х я ходил в фотокружок на Станции юных техников в городке Нефтяников. Кстати, он до сих пор действует. Ещё и рисовал. Учился в Омске в художественной школе. Поделюсь с вами, я и сейчас рисую, но никому посторонним об этом не рассказываю. — Вы не только фотограф, но и художник? — Я занимаюсь живописью, всякими артефактами, изделиями, работаю в разных техниках. Но эти свои работы нигде не выставляю. Мне предлагали сделать смешанную выставку, но я не стал. Мои фотографии не имеют абсолютно ничего общего с тем, что я рисую, пишу. Это разное для меня творчество. Если люди придут на такую смешанную мою выставку, то большинство не увидит ничего общего. Словно это два разных автора создавали. — А что вы рисуете? — Это трудно сказать. Но это точно отличается от моих фотографий ( Несколько рисунков, которые Борис Назаренко сделал в 25 лет, мы нашли на его странице во "ВКонтакте". Последние работы как художника он пока не публикует — прим. ред. ). Фото рисунков. Предоставил Борис Назаренко — Получается, фотография занимает большую часть вашей творческой жизни, в отличие от живописи, рисунка? — Сейчас уже поровну. Ещё года два или три назад всё-таки фотография превалировала. Сейчас уже, наверное, поровну. Понимаете, фотография — такое искусство… очень простое. То есть оно раз, нажал, и готово. Только надо уловить момент. А живопись — это всё-таки работа, надо на это время тратить, и не один день. Это просто разные части моей жизни. — Чем вы занимались до того, как всерьёз взялись за фотоаппарат? — Я профессиональный математик. Я окончил Новосибирский университет и ещё один вуз в Москве. Многие годы я занимался математикой, искусственным интеллектом ( а это уже история для нашей рубрики "Войти в IT" — прим. ред. ). Написал немало статей. У меня есть степень, я кандидат наук. Занимался и финансовой аналитикой, ценными бумагами, рынками, облигациями, акциями, курсами валют. Я это любил и делал с большим удовольствием. Потом ушёл на пенсию и полностью посвятил себя фотографии. — Действительно, почему бы не вспомнить то, чем нравилось заниматься в детстве… — Да, вот и всё. Ещё могу сказать, что мне 74 года и у меня ещё всё впереди. Я же много начал снимать в 55 лет и увлекаюсь этим до сих пор — конечно, ещё многое впереди. — Вы упомянули об искусственном интеллекте. Сейчас очень модно совмещать фото и нейросети. Вы не думали в этом направлении? — Нет. Всё-таки фотографии — это впечатление о реальности. Это не только искусство композиции — это ещё и история, это и проявление искусства, и жизнь. А изображения, сгенерированные искусственным интеллектом, к истории, к реальности не имеют никакого отношения. Хотя считаю, раз человек всё же в этом участвует, то это тоже творчество. Пока оно не нашло своего места, своих критериев, но всё же творчество, пусть и в зачаточной стадии. А когда всё сложится, то тоже будет цениться каким-то образом. — Что вы говорите начинающим фотографам, которые совсем недавно взяли в руки камеру? — Я всегда говорю так: не смотрите на авторитетов, снимайте то, что хочется исключительно вам. Надо снимать в своё удовольствие, не заглядывая на чьё-то мнение, никого не слушая. Вам понравился результат? Это самое главное. И пока вы будете сами получать кайф от результатов, не от процесса, а от результатов, то всё отлично. Вот и весь мой совет. В нашем материале, вы можете прочитать и посмотреть, как прошло открытие выставки Бориса Назаренко. Фото: Илья Петров

Поэзия улиц в чёрно-белом: история фотографа, который "редко нажимает на кнопку"
© Омск Здесь

Источник: news.rambler.ru

Похожие записи

VK и Telegram стали самыми популярными у омичей

В Забайкальском крае продолжают работу по улучшению условий реабилитации ветеранов СВО

Движение по улице Магистральной в Казани ограничат на неделю

Забор у гимназии снесли

Синоптики сказали, выпадет ли в ближайшее время в Приморье снег

В Самаре студенты проводники со всей страны обсудят задачи на 2024 год

Жительница Самары пожаловалась главе СК РФ Бастрыкину на работу общественного транспорта

«Практически каждый день ругаюсь». В Городском саду появились нелестные таблички для скейтеров и собаководов

Творческий вечер Тамары Глобы на кинофестивале в Дзержинске отменен

Любители рока вновь соберутся в Вологде (6+)

Югра планирует обучение бойцов СВО необходимым компетенциям для госслужбы

День в истории 31 августа: создание ТАССР, первый серийный танк, объединение ФРГ и ГДР

Ваш комментарий

40 − = 32

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Подробнее