Концертный марафон в очередной раз стал главным культурным событием города на Черноморском побережье. За двенадцать дней Зимний международный фестиваль искусств подарил без преувеличения грандиозную программу, охватывающую практически все жанры и стили.
На сцену Зимнего театра выходили как молодые музыканты, так и опытные именитые артисты, выразившие признательность Юрию Башмету за возможность поделиться своим искусством со слушателями. А их в этом году было предостаточно. «Посещаемость публики превзошла наши прошлогодние небывалые показатели. Причем и в Зимнем театре, и в Зале органной и камерной музыки на целом ряде проектов», — заявил Дмитрий Гринченко, генеральный директор «Русского концертного агентства». Как говорится, факт налицо. Зимний фестиваль уверенно держит свою высокую планку, удивляя и восхищая из года в год премьерами и шедеврами классической музыки. И свидетельствует о том, как искренне любят местные меломаны Юрия Башмета.
Дирижер Теодор Курентзис. Фото: Пресс-служба РКА
Впрочем, у фестивальной аудитории появился и другой любимчик, билеты на концерт которого закончились через час после старта продаж. Дирижер Теодор Курентзис вновь принял приглашение маэстро Башмета выступить со своим оркестром musicAeterna и вновь заставил аплодировать себе стоя. В «Шехерезаде» Римского-Корсакова, прозвучавшей особенно в «контексте» (Зимний театр расположен вблизи набережной), маэстро устроил тотальное погружение в мир тысяча и одной ночи. Скрипка в руках концертмейстера Ольги Волковой то убаюкивала, то рассказывала впечатляющие истории о Царевиче и Царевне, то противостояла суровому Шахрияру. Оркестр, переливающийся всеми красками, рисовал причудливые сказочные картины: особенно запомнился сурово-непоколебимый хор медных и эхо литавр, устроившие безжалостное крушение корабля Синдбада о скалу. Пятую симфонию Прокофьева, сыгранную следом, Курентзис также трактовал в эпическом и даже героическом ключе, но сумел акцентировать, казалось бы, чуждые этой партитуре сказочные элементы. А на бис его подопечные исполнили… «Подмосковные вечера» в симфонической обработке: зал хором подпевал любимой песне.
Фото: Пресс-служба РКА
Не менее тепло сочинцы встретили еще одну звезду мировой сцены — Светлану Захарову. Народная артистка России, балерина представила новую программу, объединившую как классические па-де-де (их танцевали молодые солисты Елизавета Кокорева, Даниил Потапцев, Маргарита Шрайнер и Алексей Путинцев), так и современные хореографические миниатюры Александра Могилева на музыку Джона Леннона и Артемия Белякова на музыку Пьяццоллы. Зимний театр на один вечер превратился в Большой — его солисты Екатерина Крысанова и Владислав Лантратов показали знаменитое Адажио из «Щелкунчика». Сама «хозяйка» вечера блистала как в канонической партии «Умирающего лебедя» Сен-Санса, так и в дерзком образе «Истории танго». К овациям поклонников балетного искусства присоединился и Юрий Башмет: маэстро вышел к Светлане Захаровой с огромным букетом цветов.
Сцена из спектакля «Сокровенные люди». Фото: Пресс-служба РКА
Еще одним ярким событием заключительных дней Зимнего фестиваля стала премьера спектакля «Сокровенные люди» — точнее, музыкально-литературного действа по рассказам Платонова, Шукшина и Катаева. «Мы рассказываем языком театра простые человеческие истории, — признался режиссер-постановщик Виктор Крамер. — Но через эту простоту мы видим сложные процессы, которые происходят в душе героев, и то, как они воспринимают мир. Главный образ, объединяющий три истории — железная дорога. Все герои находятся в пути, бесконечном поиске своего места в жизни». Превратности любви и попытки сватовства, философские размышления об одиночестве и горечь потери разыграли актеры театра Никиты Михалкова в диалоге с главной актерской парой постановки — Сергеем Гармашом и Кристиной Бабушкиной, которая перевоплощалась то в жену машиниста, то в цирковую артистку, то в учительницу.
Фото: Пресс-служба РКА
А кульминацией Зимнего фестиваля искусств Юрия Башмета стал гала-концерт закрытия, на котором состоялось аж три мировых премьеры, написанных современными композиторами. Олег Крохалев доверил тихую миниатюру Folden Linen Всероссийскому юношескому симфоническому оркестру, Денис Хоров добавил к ним домру, балалайку и баян (пьеса «Грезы»), а Кузьма Бодров предложил послушать, как звучит арабский инструмент ребаб в исполнении египетского виртуоза Хассана Моатаца Эль Моллы (сочинение «Ночные видения Альгамбры»). Впрочем, публика ждала не столько экзотики, сколько бельканто, а именно выступление сопрано Ольги Перетятько. Солистка Мариинского театра спела знаменитую Casta Diva из «Нормы» и игривый «Поцелуй» Ардитти, устроив на сцене настоящий праздник, — лучшего завершения фестиваля и не придумать.