Общество

Почему в Екатеринбурге тяжело приживается оплата проезда в транспорте по QR-коду

Новую систему оплаты проезда в общественном транспорте — смартфоном с помощью QR-кода — запустили в Екатеринбурге. Пока в экспериментальном режиме до конца нынешнего года. Чтобы уральцы прочувствовали всю прелесть цифровых технологий, для новой схемы ввели невиданную до сих пор скидку, снизив обычную стоимость билета более чем на треть — с 33 до 20 рублей. Кроме того, при пополнении транспортной "Екарты" и социальной карты "Уралочка" через систему быстрых платежей (СБП) пассажиру возвращают 20 процентов от суммы. По подсчетам мэрии, благодаря эксперименту горожане смогут вкупе сэкономить более 24 миллионов рублей.

Почему в Екатеринбурге тяжело приживается оплата проезда в транспорте по QR-коду
© Российская Газета

— Сегодня уже около 90 процентов поездок в городском транспорте оплачивается безналичным способом. Новая схема увеличит возможности бесконтактных платежей, — пояснил цель нововведения глава Екатеринбурга Алексей Орлов.

Схема проста: в салонах трамваев и автобусов на двери и окна наклеили таблички с QR-кодом. Наведя гаджет на картинку, пассажир может мгновенно рассчитаться за поездку через СБП. Понятно, что при такой схеме уже не требуется кондуктор, а значит, помимо упрощения самого процесса оплаты это позволит решить проблему кадрового дефицита.

На нехватку персонала автотранспортные предприятия жалуются уже давно. По данным мэрии, только в муниципальной компании "Гортранс" летом нынешнего года были вакантны до 60 процентов ставок кондукторов. Но отказываться от сотрудников, готовых дойти до каждого пассажира, транспортники пока не хотят. Даже когда в Екатеринбурге начали ходить современные автобусы с установленными в салоне терминалами, кондукторы остались: не все горожане столь сознательны, чтобы раскошеливаться без напоминания, к тому же многие до сих пор покупают билеты за наличные.

Именно вопрос контроля стал главным камнем преткновения в нынешнем эксперименте и едва не привел к саботажу новшества транспортниками. Частные перевозчики, обслуживающие более двух десятков автобусных маршрутов Екатеринбурга, поначалу наотрез отказались от применения QR-кода, назвав цифровые технологии "вольницей для зайцев".

Цифровизация позволит исключить теневые денежные потоки и сделать прозрачными доходы общественного транспорта

— Пассажир может только делать вид, что оплатил проезд телефоном, а на самом деле будет кататься бесплатно, а для отчета показать кондуктору неясную картинку на смартфоне. Поэтому сумма "недовоза" будет существенная, ведь контроля за онлайн-оплатой никакого, — объясняли автоперевозчики журналистам.

На передовой — в салонах автобусов — страсти кипели еще горячее. Кондукторы заклеивали QR-коды плакатами, а то и вовсе грозились не пускать в салон горожан, желающих купить билет через СБП. Да и пассажирам было сложно дотянуться до единственной таблички с картинкой в переполненном салоне.

Борьба продолжалась почти неделю, пока в мэрии не уговорили всех перевозчиков подключиться к эксперименту. Транспортников убедили, что новшество не повлечет потерю ими доходов: разницу в стоимости билетов компенсирует Национальная система платежных карт (НСПК) — именно так было в прошлом году, когда проводилась предыдущая акция — давалась скидка при оплате со смартфона картой "Мир". Кроме того, в городе пообещали не штрафовать контролеров, если они не уследят за "зайцами".

Несмотря на разгоревшиеся страсти и неоднозначное отношение к новшеству, введение цифровой оплаты за проезд для полуторамиллионного Екатеринбурга, по мнению экспертов, жизненно важно. И дело не в моде или велении времени. Цифровизация позволит исключить теневые денежные потоки и сделать прозрачными доходы общественного транспорта. Тогда в администрации будут точно знать, сколько город может заработать на пассажирах. Ведь с августа нынешнего года в Екатеринбурге запустили транспортную реформу, предполагающую поэтапный переход на нетто-контракты с перевозчиками. По новой схеме все доходы от оплаты проезда станут поступать напрямую в бюджет, а компании будут получать из казны выплаты за пройденные автобусами километры. Предполагается, что это стимулирует перевозчиков выводить на маршруты как можно больше машин, в результате время ожидания пассажирами транспорта на остановках сократится.

Тем временем

Банк России направил в минфин предложения по изменению законодательства, касающиеся применения универсального QR-кода при оплате покупок и услуг. Он будет генерироваться на базе решения НСПК и выводить потребителя на банковские pay-сервисы, СБП и в перспективе — на кошелек для цифровых рублей. А дальше человек уже сам выберет, что ему удобно. Также универсальный QR-код обеспечит поддержку программ лояльности и кешбэков. Подключить к инфраструктуре НСПК можно будет платежные терминалы любых банков, как крупных, так и небольших, на равных условиях.

Источник: news.rambler.ru

Похожие записи

Жители больших городов несут вещи из маленьких квартир на склады

Городская библиотека № 4 приглашает вологжан на литературный диктант (12+)

В Доме актера установили большой портрет знаменитой омички Любови Полищук от «Брусники»

Умерла одна из старейших сотрудников «Ленфильма» Мария Амосова

Ледоход в черте Омска ожидается 18 апреля — синоптики

Утечка устранена: в Калининграде заменили часть трубы на Соммера, из-за прорыва которой дома остались без отопления

В Вологде открылась новая подстанция скорой медицинской помощи

Лада Мокроусова поздравила Юрия Кочнева с Днём рождения

Дарья Донцова объяснила, почему осталась в России

В Волгограде открылся ИТ-форум для школьников

В центре Екатеринбурга полиция задержала подростков во время рейда по барам

В Самарской области назначили нового начальника управления Судебного департамента

Ваш комментарий

62 − = 52

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Подробнее