Новую систему оплаты проезда в общественном транспорте — смартфоном с помощью QR-кода — запустили в Екатеринбурге. Пока в экспериментальном режиме до конца нынешнего года. Чтобы уральцы прочувствовали всю прелесть цифровых технологий, для новой схемы ввели невиданную до сих пор скидку, снизив обычную стоимость билета более чем на треть — с 33 до 20 рублей. Кроме того, при пополнении транспортной "Екарты" и социальной карты "Уралочка" через систему быстрых платежей (СБП) пассажиру возвращают 20 процентов от суммы. По подсчетам мэрии, благодаря эксперименту горожане смогут вкупе сэкономить более 24 миллионов рублей.
— Сегодня уже около 90 процентов поездок в городском транспорте оплачивается безналичным способом. Новая схема увеличит возможности бесконтактных платежей, — пояснил цель нововведения глава Екатеринбурга Алексей Орлов.
Схема проста: в салонах трамваев и автобусов на двери и окна наклеили таблички с QR-кодом. Наведя гаджет на картинку, пассажир может мгновенно рассчитаться за поездку через СБП. Понятно, что при такой схеме уже не требуется кондуктор, а значит, помимо упрощения самого процесса оплаты это позволит решить проблему кадрового дефицита.
На нехватку персонала автотранспортные предприятия жалуются уже давно. По данным мэрии, только в муниципальной компании "Гортранс" летом нынешнего года были вакантны до 60 процентов ставок кондукторов. Но отказываться от сотрудников, готовых дойти до каждого пассажира, транспортники пока не хотят. Даже когда в Екатеринбурге начали ходить современные автобусы с установленными в салоне терминалами, кондукторы остались: не все горожане столь сознательны, чтобы раскошеливаться без напоминания, к тому же многие до сих пор покупают билеты за наличные.
Именно вопрос контроля стал главным камнем преткновения в нынешнем эксперименте и едва не привел к саботажу новшества транспортниками. Частные перевозчики, обслуживающие более двух десятков автобусных маршрутов Екатеринбурга, поначалу наотрез отказались от применения QR-кода, назвав цифровые технологии "вольницей для зайцев".
Цифровизация позволит исключить теневые денежные потоки и сделать прозрачными доходы общественного транспорта
— Пассажир может только делать вид, что оплатил проезд телефоном, а на самом деле будет кататься бесплатно, а для отчета показать кондуктору неясную картинку на смартфоне. Поэтому сумма "недовоза" будет существенная, ведь контроля за онлайн-оплатой никакого, — объясняли автоперевозчики журналистам.
На передовой — в салонах автобусов — страсти кипели еще горячее. Кондукторы заклеивали QR-коды плакатами, а то и вовсе грозились не пускать в салон горожан, желающих купить билет через СБП. Да и пассажирам было сложно дотянуться до единственной таблички с картинкой в переполненном салоне.
Борьба продолжалась почти неделю, пока в мэрии не уговорили всех перевозчиков подключиться к эксперименту. Транспортников убедили, что новшество не повлечет потерю ими доходов: разницу в стоимости билетов компенсирует Национальная система платежных карт (НСПК) — именно так было в прошлом году, когда проводилась предыдущая акция — давалась скидка при оплате со смартфона картой "Мир". Кроме того, в городе пообещали не штрафовать контролеров, если они не уследят за "зайцами".
Несмотря на разгоревшиеся страсти и неоднозначное отношение к новшеству, введение цифровой оплаты за проезд для полуторамиллионного Екатеринбурга, по мнению экспертов, жизненно важно. И дело не в моде или велении времени. Цифровизация позволит исключить теневые денежные потоки и сделать прозрачными доходы общественного транспорта. Тогда в администрации будут точно знать, сколько город может заработать на пассажирах. Ведь с августа нынешнего года в Екатеринбурге запустили транспортную реформу, предполагающую поэтапный переход на нетто-контракты с перевозчиками. По новой схеме все доходы от оплаты проезда станут поступать напрямую в бюджет, а компании будут получать из казны выплаты за пройденные автобусами километры. Предполагается, что это стимулирует перевозчиков выводить на маршруты как можно больше машин, в результате время ожидания пассажирами транспорта на остановках сократится.
Тем временем
Банк России направил в минфин предложения по изменению законодательства, касающиеся применения универсального QR-кода при оплате покупок и услуг. Он будет генерироваться на базе решения НСПК и выводить потребителя на банковские pay-сервисы, СБП и в перспективе — на кошелек для цифровых рублей. А дальше человек уже сам выберет, что ему удобно. Также универсальный QR-код обеспечит поддержку программ лояльности и кешбэков. Подключить к инфраструктуре НСПК можно будет платежные терминалы любых банков, как крупных, так и небольших, на равных условиях.