В этом году в Петербурге будет введено в строй 2,68 миллиона квадратных метров жилья — это плановый показатель Минстроя России. Как сообщил губернатор Северной столицы Александр Бегов, подводя итоги 2024-го строительного года, на начало декабря уровень выполнения годового плана составил 89 процентов, однако до конца года плановые показатели будут достигнуты. Тем самым региону удается сохранять лидерские позиции по жилищному строительству в целом по стране, и строительная отрасль остается одной из основ городской экономики.
При этом в Смольном не отрицают, что бурное жилищное строительство в течение как минимум предыдущих двух десятилетий велось без учета потребностей новых микрорайонов в объектах социальной инфраструктуры: детских садах, школах, поликлиниках. Ликвидация создавшегося дисбаланса стала одним из ключевых направлений работы городского правительства, и в этом году проблема была решена. В строительстве опережающими темпами больше нет необходимости — за последние пять лет введено в строй 400 социальных объектов, и город выходит на плановую работу.
Несмотря на сложности, петербургским властям удалось создать прочную основу развития строительного бизнеса в Северной столице, и в этом году в Петербурге сдаются в эксплуатацию сто социальных объектов, в том числе 37 школ и 57 детских садов — это рекорд, начинают работу 14 новых медицинских учреждений: поликлиники, офисы врачей, три станции скорой помощи. В следующем году темпы вырастут практически в полтора раза — планируется ввести в строй 145 новых социальных объектов.
Более того, город фактически отказывается от проектов безликой типовой застройки. Новые школы и детские сады получают индивидуальные дизайн-проекты, над которыми работают как дизайнеры и строители, так и представители сферы образования.
— Прошло время однотипных, безликих школ и садов. Сегодня все школы возводятся по индивидуальным дизайн-проектам, поэтому каждое образовательное учреждение имеет свой оригинальный узнаваемый вид, — поясняет градоначальник. — Все современные школы в настоящее время обязательно оснащаются бассейнами. Строительный комплекс Ленинграда — Петербурга в любые времена отличался высоким уровнем профессионализма. Благодаря этому Северная столица сохраняет лидирующие позиции в различных сферах отрасли и задает стандарты качества.
Наиболее высокотехнологичный раздел Адресной инвестиционной программы Санкт-Петербурга — больницы. Сейчас в разных районах города строится одновременно три многопрофильных стационара. Во всех случаях медицинские технологии, которые будут применятся, закладываются совместно с врачами на этапах проектирования, отметил председатель комитета по строительству Санкт-Петербурга Игорь Креславский, причем учитываются все нюансы вплоть до подбора оборудования, импортного или отечественного.
Новый корпус-трансформер 40-й больницы в Сестрорецке примет первых пациентов уже в январе будущего года, детский центр хирургии врожденных пороков развития и восстановительного лечения при Детской городской больнице№1 на Авангардной откроется для пациентов до конца 2025 года, высокотехнологичный медкорпус СПб ГБУЗ "Городская больница № 15" — в 2026 году.
— У этой больницы были старые корпуса, врачи работали в очень плохих условиях, — напомнил Креславский. — Сейчас мы их снесли и строим новую комфортную больницу. Отмечу, что в этом районе, на юге города, стационаров нет больше, поэтому она очень востребована.
Южная часть Северной столицы сейчас вообще развивается наиболее активно: здесь уже заложен ИТМО Хайпарк — научно-образовательный инновационный центр мирового уровня, который станет ядром новой Технологической долины, будет построен кампус СПбГУ. Связь с городом обеспечит новая скоростная трамвайная линия "Купчино — Шушары — Славянка". Первый этап линии, как и планировалось, будет завершен в конце 2025 года. Кроме того, на юге города завершается сооружение транспортной развязки на пересечении Петрозаводского и Лагерного шоссе и Московско-Дунайской развязки реконструированы два участка Колпинского шоссе. Также в этом году сдано рекордное количество новых дорожных объектов — 12 дорог общей длиной 22 километра, отремонтировано около ста, в том числе такие важные транспортные магистрали, как Лиговский, Чкаловский и Приморский проспекты, по поручению президента России крупнейшее обновление в своей истории переживает Кронштадт.
Приоритетными направлениями в сфере транспортного строительства для Петербурга на ближайшую перспективу остаются строительство новых станций метро, а также реализация крупных инфраструктурных мегапроектов — высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург и Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД). Вместе с новыми и реконструированными магистралями Северной столицы они продолжат усиливать транспортный каркас мегаполиса, темпы развития которого продолжают увеличиваться.
Первый этап сооружения ШМСД уже практически завершен. Движение по Витебской развязке откроется до конца уходящего года. Концессионное соглашение для дальнейшей реализации проекта было подписано в конце ноября, и строительство второй, третьей и четвертой очереди этой важной транспортной артерии города начнется в 2025 году.
— С вводом в строй всех этапов магистрали центр Петербурга будет разгружен от транзитного транспорта, — отмечают в Смольном. — Также будет создан современный транспортный логистический коридор между Западным скоростным диаметром, КАД и Мурманским шоссе. Кроме того, ШМСД обеспечит прямую связь восточных районов с югом города.
Проект ШМСД получил всестороннюю поддержку федерального центра. Также под контролем президента находится развитие петербургского метрополитена — по поручению главы государства "подземка" должна дотянуться сначала до конгреснно-выставочного комплекса "Экспофорум" и аэропорта Пулково, а в перспективе — до Царского села.
В настоящее время "Метрострой Северной Столицы" (МССС) завершает работы на участке до новой станции "Горный институт", сейчас там идет монтаж эскалаторов, а первые пробные поезда уже преодолели новую дистанцию.
— Город последовательно решает поставленную президентом России масштабную задачу по развитию метро. Работы ведутся сразу на нескольких линиях, в том числе началась проходка нового участка Красносельско-Калининской линии, — подчернул Беглов. — Всего в Петербурге до 2032 года планируем построить 20 новых станций и реконструировать 12 действующих.
На строительстве продолжения Невско-Василеостровской линии от "Беговой" до "Каменки" через станцию "Богатырская" работает щит "Надежда", новые щиты сейчас изготавливаются в Петербурге на Обуховском заводе в рамках программы импортозамещения. Одновременно идет строительство станций "Путиловская" и "Юго-Западная" на Красносельско-Калининской линии — это будет новая, шестая линия петербургского метро. В феврале нынешнего года состоялся запуск проходческого щита КТ-1 для ее продолжения от "Путиловской" в сторону будущей станции "Каретная". Позднее к нему присоединили еще один механизированный комплекс, чтобы ускорить темпы работ. С советских времен это первый участок петербургского метро, который прокладывается с нуля.
— После одобрения госэкспертизы механизмы пройдут четыре станции: "Броневую", "Заставскую", "Боровую" и "Каретную", — сообщили в правительстве Санкт-Петербурга.
Тем временем
Проект строительства ВСМ в этом году перешел в активную стадию реализации.
— Из центра Москвы в центр Петербурга за 2 часа 15 минут — это совершенно другой уровень развития столичных агломераций и включение в них ряда субъектов, — отметил губернатор Северной столицы. — Магистраль изменит экономику всех регионов, по которым пройдет. В частности, мы рассчитываем на 25-процетный рост туристического потока из столицы.