28 января 1864 года родилась Анна Голубкина — первая российская женщина-скульптор, получившая признание в Европе, и первый скульптор, удостоившийся персональной выставки в России, причем это была первая персональная выставка, которую устроил у себя Музей изящных искусств на Волхонке. А ее музей стал первым в стране музеем одного художника.
Соседские книги и учебники брата
Видео дня
Анна Голубкина родилась в Зарайске в мещанской староверческой семье. Её дед был крепостным, но выкупил себя и жену. Денег на образование детей не было, в школу Анна не ходила, читать и писать ее учила соседка. А позже, когда старшего брата смогли отправить в реальное училище, Анна осваивала его учебники.
«Читать начала я очень рано. Первое место занимали естественная история и духовные книги, потом романы и история (по журнальным статьям). Читала все подряд и Библию, и Дарвина, историю, сказку. <…> Многого тогда я не понимала, не поймешь, читаешь дальше».
Когда Анне было пятнадцать, в Зарайск приехал работать Александр Глаголев, преподаватель математики и автор нескольких учебников для средней школы. Семьи Голубкиных и Глаголевых сблизились, и Александр Николаевич взял на себя руководство домашним образованием Анны. И в большой мере это касалось чтения современной литературы. Этого хватило.
Стать художником
В Москву Голубкина приехала уже взрослым человеком — в 25 лет. Сначала училась в Классах изящных искусств, которые открыл художник-архитектор Анатолий Гунст. Причем была одной из очень немногих, кого в силу явного таланта приняли на бесплатной основе. Потом было Московское училище живописи, ваяния и зодчества. После него — Высшее художественное училище при Академии художеств в Петербурге.
«Здесь совсем другое отношение к работе. В Москве мы творили, а здесь учатся. <…> Тянется какая-то скучная канитель, да и все, а эта канитель называется наукой. А бывало, в Москве я радовалась, отчаивалась, работала вовсю. <…> А тут так как-то, уж, право, я и сама не знаю; тянешь-потянешь, вытянуть не можешь».
Это училище она бросила и отправилась в Париж в частную студию итальянского скульптора Филиппо Коларосси.
«Так, я видела 3 профессора, из них двое пришли и молча сгладили мою работу. Так-таки прямо взяли, да все и сгладили. <…> Впрочем, с одним я и немало уже поспорила. Он показал мне знаком, что в натуре нет таких резкостей. А я взяла и вложила свой палец натурщице в ключицу и показала ему, как глубоко он уходит туда. Ну, а он засмеялся и ушел от меня, вот и все».
Во Франции Голубкина провела год. А по возвращении в Россию на год уехала со старшей сестрой, закончившей к тому времени фельдшерскую школу, в Сибирь – работать на Обском переселенческом пункте, через бараки и медпункт которого проходили тысячи крестьян, спасавшихся от голода и искавших свободной земли и лучшей жизни на малоосвоенных территориях.
Факультатив у Родена
Второй раз в Париж Анна отправилась в 1987 году. Сначала вернулась в студию Коларосси, а потом начала работать самостоятельно, получая консультации у Огюста Родена. На полноценное обучение у великого скульптора рассчитывать не приходилось из-за бедности, но масштаб дарования он оценил, поэтому компромисс получился таким: Роден давал задание, а потом оценивал результат.
«Он сказал: «tres biene», но предупредил меня, что это хорошо для всех, что так работать нельзя. Ну что же, это очень хорошо, значит, я теперь добилась, что работаю, как все. <…> Но главная моя задача и желание не это. Я хочу работать не так, как все. От нескольких лет учительской ругни я сбавила своей силы, а то мои работы еще лучше ему понравились бы. <…> Я не знаю, верну ли я свою прежнюю смелость. Подите-ко, повоюйте с целым светом. Ну, я рада, что за меня Роден».
Талант без диплома
1 мая 1899 года на Марсовом поле в Париже открылся Весенний салон — выставка произведений живописи, скульптуры, рисунка, гравюры, архитектуры и прикладного искусства, официальное мероприятие парижской Академии изящных искусств, в котором с конца XVII века старались принять участие художники, желавшие получить признание в Европе. На Весеннем салоне, где было выставлено больше 3000 произведений, Анна Голубкина, так и не получившая ни одного диплома о высшем художественном образовании, получила медаль III степени за скульптуру «Старость». И возвратилась в Россию.
Благодаря успеху во Франции, дома она получила несколько крупных заказов. В том числе, по заказу Саввы Морозова и с одобрения Константина Станиславского сделала горельеф «Волна» над входом в Московский Художественный театр в Камергерском переулке.
Дело революции
Из очередной поездки во Францию Голубкина вернулась незадолго до Декабрьского восстания 1905 года. По заказу Московского комитета РСДРП сделала портрет Маркса, во время самих событий ухаживала за ранеными и выходила на улицы агитировать казаков и городовых не выступать против народа. Старший брат увез ее домой, в Зарайск. И здесь в 1907 году Голубкину посадили в крепость за распространение нелегальной литературы.
«Глубокоуважаемый господин Роден! <…> До Вас все профессора, за исключением одного из старейших, — московского скульптора Иванова, говорили мне, что я на ложном пути, что нельзя работать так, как я. Их «проклятия» мучили меня, но не могли меня переделать, потому что я им не верила. <…> Вы не можете себе представить, какова была моя радость, когда Вы, лучший из художников, сказали мне то, что я сама уже чувствовала, и дали мне возможность быть свободной. Вы дали мне силы жить. <…> Я пишу Вам теперь, потому что сейчас мы переживаем очень бурное время и никто не знает, какой оборот примут события. В тюрьму сажают всех, и я один раз уже там побывала. Осенью меня будут судить вновь, и я боюсь, что Вы никогда не узнаете, как я Вас почитаю и уважаю».
Первая на Волхонке
Из крепости Голубкину освободили по болезни, она снова вернулась в Москву и нашла свой настоящий Дом – мастерскую в Большом Левшинском переулке, где прожила и проработала до конца жизни. Преподавала скульптуру на Пречистенских рабочих курсах, давала частные уроки. А в 1914 году Музей изящных искусств им. Александра III устроил первую персональную экспозицию художника-пластика — «Выставку скульптуры А. С. Голубкиной». Все вырученные на выставке средства – 4000 рублей – скульптор передала на трудовое устройство инвалидов войны.
После революции Голубкина преподавала во ВХУТЕМАСе, но только два года — общее увлечение авангардом ей не привилось. 1920-е были не слишком хлебным временем для скульптора без постоянного места службы, поэтому в короткий срок была освоена техника резьбы по кости и раковинам: Голубкина резала камеи на продажу и делала для треста «Русские самоцветы» скульптуру малых форм, которая шла на экспорт.
Музей открытый и закрытый
Анна Семеновна Голубкина скончалась 7 сентября 1927 года в Зарайске. В 1932 году в ее мастерской был открыт музей — первый в стране и четвертый в мире музей одного скульптора. Через 20 лет он был закрыт, а фонды — переданы Русскому музею. Экспозицию открыли заново в 1972, затем в 2017 году снова закрыли — на реставрацию.
Сейчас в собрании музея, который теперь относится к Третьяковской галерее, больше 2000 предметов: 300 скульптур, графика, живопись, предметы декоративно-прикладного искусства, подлинные инструменты, личные вещи, документы скульптора.
По планам, реконструкция музея должна завершиться в 2024 году.