2025 год может выдаться сложным для рынка соревновательных шутеров. Почти каждая популярная игра хороша, но в то же время требует огромных инвестиций от игрока. Проекты в этом жанре хотят не просто стать частью ротации игр пользователя — они хотят завладеть его вниманием на годы. Портал PC Gamer рассказал о главных шутерных трендах 2024-2025 годов.
Победители бума живых сервисов 2010-х по-прежнему продолжают господствовать на рынке. В 2025 году почти каждый шутер, считавшийся популярным 8-10 лет назад, до сих пор сохраняет популярность. Игрок, ежедневно заходящий в PUBG или Fortnite в 2025 — фактически эквивалент игрока в Halo 3 в 2015 или Quake 3 в 2010. Конечно, эти игры смогли сохранить онлайн благодаря тому, что они идут в ногу со временем. Неожиданный побочный продукт беспрецедентного «срока годности» подобных игр — это неизбежные попытки их разработчиков изобрести велосипед заново, сделать что-то старое новым.
Соревновательные FPS — определенно не тот жанр, где можно назвать единоличного лидера рынка, однако он более благосклонен к проектам, которые раскрываются со временем. Людям нелегко забрасывать игры, которые требуют вложить тысячи часов для оттачивания навыка, в пользу чего-то нового.
Но это не значит, что новых сенсаций не было. Marvel Rivals быстро собрала огромный онлайн и показала отличный старт, попутно продемонстрировав задел для роста. Миллионы игроков до сих пор разбираются в нюансах огромного ростера из 33 супергероев, и наверняка продолжат разбираться годы спустя. Проект NetEase показал, что, на самом деле, аудитория совсем не устала от формата hero shooter — причины провала Overwatch 2 и Concord совсем в другом.
Еще один примечательный тренд — популярность шутеров от первого лица. Целых два хита 2024 года относились к этой категории: Helldivers 2 и Marvel Rivals. Трудно вспомнить, когда в индустрии в последний раз происходило нечто подобное. Есть вероятность, что новое поколение игроков в шутеры, выросшее на Fortnite и PUBG, может дать начало ренессансу шутеров от третьего лица.
В 2024 году многих разработчиков также охватила погоня за различными кроссоверами. В Overwatch 2 прошла совместная акция с аниме My Hero Academia, Cowboy Bebop и One Punch Man. В Rainbow Six: Siege появились скины по мотивам «Рика и Морти», Nier и Yakuza. Call of Duty вообще стала проходным двором для популярных франшиз 80-х, монстр-фильмов и любых других популярных трендов. Иными словами, метод Fortnite теперь окончательно вышел в народ. Хотя предсказать веяния поп-культуры практически невозможно, новая стратегия заработка на тематических косметических предметах приобрела четкие очертания.
Помимо этого, ниша хардкорных, сложных в освоении шутеров переживает упадок. The Finals, привлекшая много внимания на стадии бета-тестирования, едва удерживается в топе самых популярных игр в Steam. Spectre Divide, альтернативная интерпретация формулы Counter-Strike, нашумела итого меньше, даже несмотря на активное участие популярного стримера Shroud в разработке. Гадать, почему так произошло, можно долго, но, скорее всего, среднестатистический ПК-геймер просто не жаждет получить еще одну игру, на которую надо тратить тонны времени и сил. Исключение составляет разве что Deadlock: проект Valve внедряет в шутерный геймплей MOBA-механики, но при этом не заставляет кликать по головам со стопроцентной меткостью.
Популярность Delta Force и Marvel Rivals на этом фоне вряд ли можно назвать совпадением — обе игры достаточно казуальные. Первая делает акцент на масштабном режиме, который тяжело найти за пределами серии Battlefield: огромные карты, разделение игроков на отряды, захват контрольных точек. Любители чего-то более напряженного могут попробовать режим эвакуации, похожий на Escape from Tarkov, но и он не такой хардкорный, как многие другие аналоги.