В стандартной модификации самолёта «Руслан» планировались места для экипажа из 8 человек (2 пилота, 2 бортинженера, 1 штурман, 1 бортрадист, 2 оператора погрузочных систем) и 28 пассажиров. Размеры самого воздушного судна до сих пор впечатляют. Его высота составляет 21,08 метра, длина – 69,1 метра, размах крыла – 73,3 метра, размер крыла – 628 м². Габариты «Руслана» сравнимы с размерами стандартной советской пятиэтажки-хрущёвки, высота которой 16-20 метров, а длина – около 67-72 метров. Лётные характеристики самолёта также превосходили многие западные аналоги. Максимальная скорость полёта – 865 км/ч, скорость крейсерская – до 850 км/ч. Для сравнения: рекорд скорости современного японского поезда на магнитной подушке – всего 603 км/ч. Предельная высота полёта – 11 600 метров. Расчётная дальность полёта с грузом 120 тонн – 4800 км, с грузом 80 тонн – 7500 км. Вес самолёта (без груза) составляет 178 400 кг, что сравнимо с весом одноэтажного кирпичного дома или массой самого крупного животного в мире – синего кита. К особенностям «Руслана» можно отнести и то, что это единственный из существующих тяжёлых самолётов, способный взлететь и произвести посадку на грунтовый аэродром. А теперь о создателе этого самолёта – нашем земляке. Заболел небом В этом году Виктору Ильичу Толмачёву исполнилось бы 90 лет. Он родился 11 августа 1934 года в Курске в семье рабочего. Как и многие мальчишки того времени, Виктор мечтал о небе. В пятом классе он стал заниматься в авиамодельном кружке и «заболел» авиацией на всю жизнь. К окончанию школы проблем с выбором профессии у Толмачёва не было: только самолёты. Виктор Ильич получил прекрасную школу Харьковского авиационного института, окончив вуз с отличием. По распределению в 1959 году он был принят инженером-конструктором в конструкторское бюро Антонова в Киеве, флагман авиационной отрасли. Свои первые шаги в авиастроении будущий создатель небесных гигантов начал с чертежей кронштейнов. Фактически такой путь проходили многие специалисты: кронштейны, куски панелей, крышки люков, носовая (хвостовая) часть. Из интервью В.И. Толмачёва: «В КБ «Антонова» пришёл по распределению, сразу по окончании Харьковского авиационного института. Сначала рисовал кронштейн – маленькую детальку части самолёта. Когда этот кронштейн пошёл в производство, стали давать задания посложнее, доверив чертить более крупные детали. Через три года я уже делал чертёж хвостового отсека «Ан-22». Вот тут меня наш генеральный конструктор Олег Константинович Антонов и заметил, забрал в отдел перспективных разработок. Одной из них оказался тяжёлый транспортный грузовой самолёт. Позже Антонов назвал его «Русланом», первоначально проект значился под шифром «Олимп». Виктор Толмачёв участвовал в разработке и создании большинства типов самолётов «Ан», начиная с Ан-2 – легендарного «кукурузника» и его модификаций, стал одним из главных конструкторов всемирно известных Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия» (с украинского – «Мечта»). Через три года инженер-конструктор Толмачёв разрабатывал чертежи хвостового отсека «Ан». На этом этапе на него обратил внимание генеральный конструктор КБ Олег Антонов. «Первый человек» в КБ сразу перевёл вдумчивого и грамотного специалиста в отдел перспективных разработок, а в дальнейшем предложил работу над проектом космического гиганта Ан-124 («Руслан»). С 1971-го и до 1984 года Виктор Толмачёв был ведущим конструктором проекта (главным конструктором являлся Пётр Балабуев), а позже стал главным конструктором. Создание «Руслана» Создание «Руслана» – довольно длинная история. «Руслан» разрабатывался как конкурент американскому военно-транспортному самолёту С-5. Задача обогнать «американца» – создать самолёт с повышенной грузоподъёмностью (100-120 тонн) – в 1966-м была возложена на руководителя КБ Олега Антонова. В самолётах «Руслан» (а потом и в «Мрие») была воплощена идея перевозок уникальных (крупногабаритных) грузов самолётами, причём как внутри воздушного судна, так и на внешней подвеске. Эти образцы стали самыми большими самолётами в мире, побили множество мировых рекордов. Позже появилась идея применения «Руслана» в мирных целях. Теперь уже, судя по результату, можно сказать, что это был даже не «проект века», а прорыв на полвека вперёд. При разработке «Руслана» были внедрены десятки новых конструкторских решений, технологических новшеств (к примеру, цельное крыло без разъёмов), учтены и исправлены недостатки американца. По сути, «Руслан» создавали, собирали «всем миром», советским миром. СССР располагал мощностями (техническими и кадровыми) для всех стадий внедрения подобных проектов в жизнь. Крылья для самолёта доставляли из Ташкента, двигатели – из Запорожья, шасси делали в Горьком (Нижнем Новгороде), детали фюзеляжа – в Воронеже. В проекте были задействованы сотни предприятий. Из интервью В.И. Толмачёва: «Это длинная история, начавшаяся в период военного противостояния СССР и США. Сейчас не многие помнят, но первой громкой победой советских авиаконструкторов над американцами в 1965 году был Ан-22. Антей стал тогда самым большим грузоподъёмным самолётом в мире (80 тонн). Американцы включились в эту гонку, объявив осенью того же года конкурс на разработку самолёта, превосходящего по своим возможностям Антей. Так у них появился проект С-5 Galaxy. Советские военные, глядя на продвижение американского проекта, поставили задачу сделать следующий шаг и создать самолёт, превосходящий их С-5. Летом 1966 года было подписано постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об основных направлениях развития авиационной техники на 1960–80 гг.», предписывающее повысить грузоподъёмность отечественных грузовых самолётов до 100-120 тонн. Задача была возложена на моего учителя и руководителя нашего конструкторского бюро Олега Антонова». В общей сложности научно-исследовательские работы над будущим «Русланом» шли 5 лет, плюс разработка документации заняла 3 года. Первый «Руслан» поднялся в небо в 1982 году… Это стало грандиозным, зрелищным событием и праздником авиации. Демонстрация гиганта через три года в авиасалоне в Ле-Бурже (Франция) произвела фурор! Авиационный мир был в восхищении. В это не хотели верить: лётно-технические характеристики советского транспортника на треть превзошли американский аналог. «Богатырь от Антонова», «Залп ноу-хау»… Как только ни описывали это событие в мировой прессе… «Руслан» – это, пожалуй, последнее достижение всего Советского Союза, он обогнал своё время как минимум на 50 лет. Кстати, тогда же, в 85-м, «Руслан» в одном полёте установил сразу 21 мировой рекорд, подняв 171 219 кг груза на высоту 107 50 метров. В 1987 году новый мировой рекорд по дальности полёта без посадки – 20 180 км, в 1990-м – пять мировых рекордов по скорости облёта земного шара. Полёт проходил по маршруту Мельбурн – Южный полюс – Рио-де-Жанейро – Касабланка – Уссурийск- Мельбурн. Преодолено расстояние в 47 тысяч километров, средняя скорость – 680 км/ч. «Руслану» не было аналогов тогда, нет и сейчас. Это был конструкторский и технологический прорыв. Кстати, с 1945-го по 1985 год в Советском Союзе были разработаны и построены опытные экземпляры 350–400 летательных аппаратов (!!!), то есть примерно по 10 проектов в год. Половину всех разработанных новых самолётов, вертолётов, экранопланов, «забраковывали» во время лётных испытаний по разным причинам. Выбирали те, которые удовлетворяли требования и задачи того времени. Из этих выбранных для серийного производства летательных аппаратов было построено и выпущено примерно 70 тысяч штук, начиная от истребителей МиГ-9 и до Руслана. Плюс «Мрия» Следующей задачей, поставленной перед «антоновцами», стало создание специального увеличенного грузового самолёта на базе «Руслана». Название новому «тяжеловесу» – «Мрия», как мечту своих студенческих лет, дал Пётр Балабуев (к тому времени генеральный конструктор антоновского КБ). С технической точки зрения «Мрия» была модификацией «Руслана». Основные различия – в размерах (новое детище специалисты назвали «полтора Руслана») и количестве двигателей (в первом воздушном «грузовике» их было четыре, во втором – шесть). Ан-225 создавали для применения в рамках космической программы «Буран-Энергия», чтобы поставлять огромные фрагменты ракеты-носителя и корабля на космодром Байконур. Габариты этих конструкций не позволяли доставить их другим транспортом. В планах было использовать «Мрию» как летающий космодром и для других целей. Мозговой центр, КБ имени Антонова, и в этот раз справился с задачей в максимально короткие сроки. Первый самолёт поднялся в небо 21 декабря 1988 года. Это было впечатляющее зрелище! А прибытие на авиасалон во Францию красавца с размахом крыльев 88 метров да ещё с «Бураном» на «спине» стало мировой сенсацией. На счету этого грузоподъёмника – около 250 мировых рекордов, примечательно, что в некоторых из них он превзошёл сам себя. Что до практической стороны, то когда Ан-225 был построен и готов «нести службу», необходимость перевозок на Байконур, по понятным причинам, отпала. Этот выдающийся образец самолётостроения успешно демонстрировал свои возможности в показательных полётах, перевозил грузы, спецтехнику. «Руслан» – это более двухсот изобретений по частным элементам конструкций, все они потом получили свою жизнь при разработке других самолётов. В том числе и построенного в единственном экземпляре самолёте «Мрия» грузоподъёмностью 250 тонн. К сожалению, самолёт не нашёл своего покупателя на рынке и программа по нему была свёрнута. Но всё же тогда руководство страны приняло решение построить под «Русланов» отдельный мощный авиакомплекс. Оптимальным с точки зрения логистики оказался Ульяновск. Так, всего за 10 лет появился «Авиастар», уникальное по своим возможностям предприятие с лётно-испытательным аэродромом со взлётной полосой в пять с половиной километров. И все это построили! А в 85-м начался развал страны, как раз когда построили «Авиастар». Возвращение в Россию С распадом СССР Виктор Толмачёв принял решение вернуться на родину в Россию. «В Россию вынужден был перебраться в 1991 году, когда на Украине началась катавасия, разделение на русских и украинцев, – вспоминал он. – Начались скандальчики, у некоторых людей стали возникать разные вопросы, ну и прочее. Неприятно это всё вспоминать». Виктор Толмачёв стал главным конструктором на предприятии «Авиастар-УАПК» в Ульяновске, позже – техническим директором авиакомпании «Волга-Днепр». Военный грузовик «Руслан» стране оказался не нужен, как и все другие отечественные разработки в области авиастроения. Но, по словам Толмачёва, за перекраску самолёта из цвета «хаки» в бело-синий первым высказался сам Олег Константинович Антонов. Толмачёв проработал с ним 35 лет, тот был руководителем кандидатской диссертации курянина. Так вот, у Антонова была такая шутка: «Чем отличается военный грузовик от гражданского?» И сам же отвечал: «Цветом хаки». Грузовик есть грузовик, какая разница что возить: танки или трактор. И новый этап работы ознаменовался новыми достижениями. В рекордные сроки, за три месяца, усилиями трёх «родственных» предприятий удалось выполнить гражданскую сертификацию «грузовика» Ан-124 (в обозначении самолёта добавилась цифра «100»). С 2007 года, после смерти украинского соратника Петра Балабуева, Виктор Ильич остался чуть ли не единственным человеком, кто знал тонкости и нюансы огромных «грузоподъёмников», поэтому его опыт и знания оказались бесценными. Ульяновск, по сути, многим обязан легендарному конструктору. В 1990 году Толмачев был одним из десяти отважных, как он сам говорил, «буйнопомешанных на авиации» основателей грузовой авиакомпании «ВолгаДнепр», которая выросла до международного уровня. В середине 80-х на «Авиастаре» в год выпускалось по 6 «Русланов», здесь работало 40 тысяч человек, а только в управлении главного конструктора на заводе было 500 конструкторов. Комментируя тот период, Толмачёв с гордостью отмечал уникальную способность созданного им воздушного гиганта транспортировать мыслимые и немыслимые грузы: станки, машины, роторы турбин, ракеты… «Грузы были самые разные: станки, автомобили, космические ракеты, животные: жирафы, дельфины… Каждый груз уникален. «Руслан» может перевезти то, что невозможно перевезти никаким другим видом транспорта. К примеру, попробуйте перевезти ротор гидротурбины. Это ж цельный кусок железа диаметром 6,5 метра, высотой 4 метра и весом 110 тонн. Как его затолкнуть в самолёт? Как сделать так, чтобы он не пробил стенку самолёта или пол? Между собой в компании мы смеёмся и говорим: перевозить такие уникальные грузы, каждый из которых очень специфичен – это всё равно, что носить утюг в пакете из папиросной бумаги. Потому что конструкция самолёта очень нежная и хрупкая по отношению к таких грузам, которые «Руслан» берёт на борт. А это уже технические хитрости. Потому и слоган у нашей «Волга Днепр» такой: «Перевезём… Всё!» До последних дней Виктор Ильич, доктор технических наук, не переставал учиться. Один из умнейших конструкторов советского поколения по-отечески жалел молодёжь, видя, что такие же, как он в своё время, парни с горящими глазами, к сожалению, уже не могут реализоваться, сожалел о разрушенной общей системе в авиастроении. В то же время Виктор Ильич оставался честным и принципиальным в науке и авиации. Когда одно время возникли мысли возобновления строительства «Руслана», он, его создатель, высказал решительное против, указав, что на замену Ан-124 уже нужно делать новый самолёт. Из интервью В.И. Толмачёва: «Жизнь самолёту, даже самому хорошему, удачному образцу, отмерена примерно в 50 лет. Это при условии, что всё это время над ним работают, совершенствуют, разрабатывают на его основе новые проекты, внедряют новые конструкторские решения. Каким бы он ни был хорошим, но модель морально всё равно устаревает. К сожалению, в той авиационной нише, которую занимает «Руслан», в последние 30 лет никакие проекты не готовились и не разрабатывались. Идут только одни разговоры, реально ничего не делается. Пройдёт время, и «Руслан» перестанет соответствовать жизненным требованиям, а это значит, что над ним ещё вчера должны были начать работать». СПРАВКА «КП» В 1985 году «Руслан» в одном полёте установил сразу 21 мировой рекорд, подняв 171 219 кг груза на высоту 10 750 метров. В 1987 году новый мировой рекорд по дальности полёта без посадки – 20 180 км, в 1990-м – пять мировых рекордов по скорости облёта земного шара. Полёт проходил по маршруту Мельбурн – Южный полюс – Рио-де-Жанейро – Касабланка – Уссурийск – Мельбурн. Преодолено расстояние в 47 тысяч километров, средняя скорость – 680 км/ч. Подготовил Юрий МОРГУНОВ Фото из открытых источников
Предыдущая запись